Горячей точкой стал в эти дни Красный Лиман — небольшой городок районного значения на севере Донецкой Народной Республики. В советское время в нём насчитывалось около 30 тысяч жителей, сейчас население поубавилось на треть.
В мае Красный Лиман был уже российским, над ним развевались Знамя Победы и сине-бело-красный триколор. Город был в ранах. За него шли трудные бои. Нацисты там крепко окопались, выбивать их союзным силам из города было нелегко. От бомбёжек пострадали не только жилые дома, но, бело-кремовый вокзальчик, похожий на пряник, Дворец культуры им. Артёма – образец Сталинского монументализма, да и другие значимые для горожан постройки.
И всё же весна-22 подавала людям надежду. Большинство краснолиманцев хотели жить в едином государстве с Россией. За это они высказались ещё на референдуме весной 2014 года. Но, потом, город вновь оказался под контролем Киева, несмотря на сопротивление ополченцев, и был прозван зоной АТО. Властью завладели нацисты, в частности, «Правый сектор». Они жестоко расправлялся с краснолиманским сопротивлением. На лагерь ополченцев в районе станции Брусино прямо с самолетов были скинуты бомбы. Били артиллерией по больнице, где лечились раненые добровольцы. Многие участники референдума и ополчения поплатились жизнью. О расстрелах в лесах люди рассказывали друг другу шёпотом.
Народ замкнулся, а в душе надеялся, что вот-вот придут наши. Ожидание затянулось на 8 лет. Всё это время в городе орудовали правосеки. Они отслеживали «неблагонадёжных», а люди пристально наблюдали за ними.
По рассказу одного из краснолиманцев, городскую боевую ячейку «Правого сектора» возглавил 28-летний Андрей Бриченко, убеждённый националист-бандеровец. На своём доме по улице Гутченко он водрузил красно-чёрное полотнище, чтобы все знали, кто там живёт. В деньгах Бриченко не нуждался, был крутым бизнесменом, занимался рекламой, владел тремя кафе. В соседних домах проживали его «сослуживцы». Они мародёрствовали, забирали у людей, что хотели. «Тыхэ життя» правосеков прервалось 24 февраля этого года, после объявление президентом РФ В.Путиным о проведении на Украине специальной военной операции по демилитаризации и денацификации заблудшей «ненькы». Бандеровец Бриченко тут же продал жилье, забрал мать и уехал на Украину в безопасные края. Краснолиманцы вздохнули, но, боятся, как бы он не вернулся.
Скопление вооружений и боевиков ВСУ у краснолиманских рубежей создавало ощущение нестабильности. Было очевидно, что укры стремятся вновь завладеть Красным Лиманом. Многие горожане, предчувствуя угрозу, ушли из города. И даже весть о вхождении ДНР в состав РФ они услышали вдали от дома. Но, весть была желанной и обнадёживающей.
…В начале сентября Красный Лиман ещё оставался в руках Народной милиции ДНР. Но, после неудач Российской армии на Харьковском направлении, ухода из Купянска, Изюма, было понятно, что ВСУ пойдут на Красный Лиман. Они готовились к этому. К ближайшим селениям – Торское, Терны, Дробышево, подтягивались новые подразделения нацистов. Они постоянно устраивали провокации, давая понять, что нацеливаются на штурм города. Союзные силы – отряды Народной милиции ДНР, казаков, бойцы Российской армии готовились к ожесточенной схватке, ждали подкрепления. Оставшиеся в городе жители умоляли русичей не уходить, не оставлять их, приход нацистов они называли приговором.
Между тем, бои уже шли, силы были неравные. В ВСУ – множество техники, зарубежных наёмников и приказ Зеленского любой ценой взять Красный Лиман. У защитников русского мира – мужество, вера и надежда на подкрепление, которое так и не подошло. Почему? Вопрос к командующим генералам. Эти трудности видели в ВСУ и потирали руки, предвкушая победу. Они решили окружить город, образовав «котёл», захватить в плен бойцов союзных сил и отрапортовать в Киев о великой победе.
30 сентября, в день подписания договоров о присоединении к РФ ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, и провозглашения о долгожданном объединении новоросских регионов Украины с Россией, ВСУ теснили краснолиманских защитников. Зеленский кричал своим «биться до конца»! А истощённые бойцы российских сил, наблюдая как сужается кольцо, понимали, что путей выхода из него почти не остаётся. Бойцы готовились умереть за Красный Лиман. Но, неожиданно поступило распоряжение – оставить город.
Бегства не было. Собрав технику и взяв раненых, защитники города вышли по оставшейся открытой дороге на Кременную. Задуманного нацистами «котла» не получилось, да и доклады их о 5 тысячах поверженных были слишком преувеличены. Красный Лиман отстаивали 2,5 тысячи защитников, почти все они вышли. ВСУ смогли отрапортовать о победе только 1 октября, на день позже, чем хотели. Зеленский к этому времени успел уже насмешить запад своим заявлением об ускоренном вхождении в НАТО. Там ему ответили очередным отказом.
О боях на краснолиманском рубеже рассказал боец с позывным «Кузя»: «Они лезли в город почти без артподдержки. Прут пехота и миномёты. В последний день референдума кидались на нас особенно рьяно. Мы отбились благодаря артиллеристам. ВСУ несут потери, но каждый раз получают подкрепление. Оно приходит со стороны Славянска, где сосредоточена одна из самых крупных группировок ВСУ. Много наемников. Переговоры ведутся на польском и английском языках, среди погибших есть чернокожие».
«Кузя» показывает осколки боеприпаса иностранного производства, выпущенного артиллерией ВСУ, на позиции подразделения «Барс-16» («Кубань») на передовой на окраине Красного Лимана.
В городе в эти дни мало кого встретишь на улице. Ни транспорт не работает, ни магазины, люди довольствуются своими припасами. А обстрелы повторяются. Многим жителям, прячущимся по подвалам, нужнамедицинская помощь. И медики поэтому на посту. «Несмотря на обстрелы, наша железнодорожная больница действует, — говорит санитарка Оксана. — Каждый день ездим туда и обратно. Утром сажусь на велосипед и думаю: вернусь или нет?».
ВСУшники в захваченном городе укрепляют свою власть. У каждого, кто попадается им на глаза, проверяют документы, вызывают людей на допросы, пытаясь выведать, кто за Россию. Уличённым в инакомыслии грозит расправа.
Так было и в годы Отечественной. Тогда два года город был линией фронта, многократно переходил из рук в руки. Но, всегда Красный Лиман и его народ были преданы своей Родине. В городе действовали партийное и комсомольское подполья. Отваги и стойкости горожанам не занимать.
И вот история повторяется? Снова в городе то наши, то нацики. Военкор Юрий Подоляка обратил внимание на танки и их обозначения: на одних – кресты, на других – звёзды. «Всё, как тогда, ничего не меняется, запад воюет с востоком. Чем закончится? Всё тем же. Солнце всходит на востоке, за ним и победа будет», уверен Юрий.
Сейчас в Киеве спешат утверждать, что Красный Лиман уже не российский, он в руках ВСУ. Но, крикунов урезонивают: город временно под нацистами. Он не раз оставался один на один с врагом. Но, никогда не сдавался, всегда возвращался к своим – к русским, в Россию.
…Отошедшие к Кременной защитники Донбасса-Новороссии взяли под свой контроль водохранилище реки Жеребец и дороги. Да, и подмога уже близко. К 5-ому октября планируют выступить. Бойцы говорят, что ратификацию договоров в парламентах РФ, ЛДНР, в Запорожской и Херсонской областях, обязательно отметят наступлением. Начнут всё с того же «тихого» городка.
Почему ж Красный Лиман так притягателен? Его называют стратегическим плацдармом, ценным междуречьем, где леса, а в них можно укрыться, реки Оскол и Донец позволяют организовать переправу, а также крупнейшим железнодорожным узлом на в угледобывающем краю. Важно и то, что вокруг Красного Лимана – множество поселений, на каждом шагу село, посёлок, городок. А это – дороги, укрытие, помощь… И ещё Красный Лиман называют воротами Донбасса. В гимне города так и поётся: «С севера и юга опоясан город наш десятками дорог, И не зря воротами Донбасса называют этот уголок». Его написали известные краснолиманцы, почётные горожане…
Потерю Лимана в Минобороны восприняли болезненно, расценив её как репутационный урон Российской Федерации. Рамзан Кадыров подверг резкой критике командование этими частями союзных сил. Допустили, что связь не была отлажена, подкрепление задержалось. Конкретно виновным Кадыров назвал генерал-полковника Героя России А.Лапина. Пока оргвыводов относительно этого военачальника не сделано, но активность военной верхушки уже заметна. Критики призвали Конашенкова говорить правду обществу. Правда – это доверие народа к властям.
По данным, Минобороны РФ обстановка на Краснолиманском направлении остаётся напряжённой. Но, очень скоро она изменится в пользу русского мира, уверены в Генштабе.
Галина Платова.