(размышления на заданную тему)
А.И.Субетто
«Запад способен гальванизировать и разъединять, но ему не дано стабилизировать и объединять… человечество не сможет достичь политического и духовного единства, следуя западным путем. В то же время совершенно очевидна насущная необходимость объединяться, ибо в наши дни единственная альтернатива миру – самоуничтожение… А.Дж.Тойнби (мысль, высказанная Тойнби в начале 70-х годов ХХ-го века) |
- Пролог
В газете «Советская Россия» от 24 декабря 2022 года была представлена (в рубрике «Зарубежное досье») статья полковника ВВС США в отставке, профессора истории Уильяма Астора, опубликованная в США, под вопрошающим названием «США готовы уничтожить мир?».
Статья начинается с фразы, которая звучит как судебный вердикт глобальному империализму США, хотя У.Астор понятиями «капитализм», «колониализм» и «империализм» не пользуется:
«Трудно представить систему более грязную и прогнившую, чем та, которая угрожает уничтожить большую часть жизни на нашей планете – только ради того, чтобы Америка могла каким-то образом выиграть Третью мировую войну…
…О, этот безумный старый мир, в котором было столько ядерного оружия! А на самом деле меня поражает то, что состав ядерного оружия Америки не сильно изменился с 1960-х годов. Такая настойчивость относительно предполагаемого конца света должна о чем-то говорить, но о чем именно? Ведь мало кто из нас может представить дивный новый мир без ядерного оружия, предназначенного для геноцида…
… «Как страна мы катимся назад», – напоминает мне моя жена, и я боюсь, что она права. Она резюмировала шумиху вокруг недавней презентации В-21 (мое пояснение: последняя модификация американского бомбардировщика, способного нести на своем борту ядерное – термоядерное оружие, С.А.) следующим образом: «Давайте восхитимся машиной для массового убийства?
…Я боюсь того, что мы уже привыкли к культуре массовой смерти и больше уже не можем воспринимать эту культуру адекватно. Я говорю это с большой грустью как американский гражданин и человек» (конец цитаты, выдел. мною, С.А.).
Мною за последние 25 лет разработаны и развиты теория капиталократии (теория «власти капитала»), глобального империализма и экономического колониализма, в том числе и вытекающая из неё концепция возможности капиталогенной (и рыночногенной) гибели человечества в XXI веке по причинам, и экологической по основаниям. Назову опубликованные по этому теоретическому комплексу в форме отдельных книг – монографий и очерков – только некоторые свои научные работы с указанием годов издания: «Капиталократия» (2000), «Мифы либерализма и судьба России» (2001), «Разум и Анти-Разум» (2003), «Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива» (2004), «Манифест борьбы против глобального империализма» (2004, 2008), «Капиталократия и глобальный империализм» (2009), «Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма: ноосферно-социалистический прорыв или экологический гибель?» (2010), «Глобальная патология и глобальное здоровье в контексте действия императива ноосферной гармонии» (2014), «Капиталократическая эсхатология» (2016), «Экологический финал глобального империализма и императив ноосферно-социалистического прорыва человечества» (2017), «Экономический колониализм и крах рыночных реформ в России. Наступление эпохи великих ноосферно-социалистических преобразований» (2019), «Диктатура кажимости на фоне рыночного экоцида основ жизни России и человечества на Земле» (2021), «Капиталорасизм» (2021), «Природа против Капитала и рынка» (2023).
В «Диктатуре кажимости…» (2021) я отмечал античеловеческую и антиэкологическую сущность строя мировой финансовой капиталократии, за которой скрывается такая степень отчуждения капитала и самой капиталократии от интересов человека и человечества в целом, от Природы и законов жизни, что она действительно мир господства мирового капитала превратила в «Конец Света» или же, как охарактеризовал этот мир Уильям Астор, в «культуру массовой смерти». В этой работе я так раскрывал эту сущность (с. 15):
«Вся «вертикаль» власти мировой капиталократии – это одновременно и «вертикаль» отчуждения капитала и отчуждения самой капиталократии от интересов реального человека и человечества, и своеобразная иерархия эксплуататорских отношений, включая и механизмы экономического колониализма (эксплуатации «экономических колоний»)…
И вот эта вся «вертикаль» власти мировой капиталократии и создала целую индустрию манипуляции сознанием (общественным мнением) и производства симулякров, мощь которой за последние десятилетия многопорядково возросла, де-факто погружая «демократические общества», а они и есть «рыночно-капиталистические общества», во «тьму невежества».
Трагедия человечества, находящегося в «капкане» Глобальной Капитал-Мегамашины (мое замечание: это понятие было мною разработано и раскрыто в книгах: «Капиталократия» в 2000 году, а затем – «Капиталократия и глобальный империализм» в 2009 году, С.А.), в рамках действия которой действует диктатура кажимости и симуляции…, состоит в том, что сама эта Глобальная Капитал-Мегамашина обречена на экологическую гибель. Эта Глобальная Капитал-Мегамашина – есть «машина Капитала-Фетиша», отчужденная от Природы и воюющая против Природы. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы состоялась на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века и процессы её с ускорением развиваются.
Драма разума человечества, в том числе созданных его историей – науки и культуры, есть драма разума, находящегося под «железной пятой» (мое пояснение: метафору «железная пята» в своей критике американского капитализма ввел знаменитый писатель Джек Лондон, С.А.) Капитала, принципов рынка и прибыли, под пятой экологически безумного Капитала…» (конец цитаты, выдел. мною, С.А.).
Восхищение «машиной для массового убийства», которое прививало американским телезрителям телевидение США, осуществив презентацию В-12, и которое повергло в ужас жену У.Астора и заставило самого Астора, полковника ВВС США, прийти к заключению, что американское общество в пространстве торжества диктатуры кажимости и симуляции, как способа реализации власти Капитала-Фетиша над сознанием людей американского общества, воспринимает эту «культуру массовой смерти» некритично, как данность и обыденность их культуры, – и есть разворачивающаяся на наших глазах «драма разума», более того – «драма», переходящая в «трагедию разума», как момент уже сгенерированной строем мировой финансовой капиталократии «глобальной антропологической катастрофы».
Эта глобальная «ненормальность» «мира господства Капитала» и стала главной причиной вхождения человечества, начиная с рубежа 80-х – 90-х годов ХХ-го века в процесс своей экологической гибели – в форме процессов, уже идущих с ускорением, первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, частной формой проявления которой может стать, и как заключительный акт, – ядерная война, о которой как все более приближающемся «призраке из Будущего» и пишет Уильям Астор.
Одно его восклицание – «мало кто из нас может представить дивный новый мир без ядерного оружия, предназначенного для геноцида», – есть свидетельство того, что в США «правит бал» Анти-Разум мировой финансовой капиталократии, разоблачению которого, как интеллектуальной системы, обрекающей себя на самоуничтожение, и вслед за собой – и общество, которое находится под «железной пятой» его диктатуры, – я посвятил специальное исследование в форме монографии «Разум и Анти-Разум (Что день грядущий нам готовит?)», изданной 20 лет назад, в 2003 году.
- «Разрушительные силы» как «родимое пятно» на «теле» капитализма как колониально-империалистической
системы
Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали целую теоретическую мегасистему, получившую позже наименование «марксизм», в которой важное место принадлежит формационному подходу к раскрытию логики исторического развития человечества, как логики периодической сменяемости общественно-экономических формаций. Определяющим признаком таких формаций стал «способ общественного производства», определяемый как единство производительных сил и производственных отношений. Диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений, периодически возникающие между ними противоречия, и их развитие, и составляет «сердцевину» материалистической диалектики истории.
Но кроме «производительных сил» капитализм, как империализм, т.е. система, которая не может себя воспроизводить, не эксплуатируя колонии (именно этому были посвящены работы Р.Люксембург «Накопление капитала» в 1908 году и В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» в 1916 году), порождает и «разрушительные силы», как «силы войны», которые становятся способом извлечения дополнительной прибыли, но не только извлечения прибыли, но и базисом устойчивости «капиталистических» или «гражданских» обществ в странах «метрополии» системы глобального империализма, к которым относятся в первую очередь США, Британия, Франция, Португалия, Италия, Германия, Бельгия, Голландия, Дания.
В.И.Ленин в своей знаменитой книге «Империализм как высшая стадия капитализма» приводил рассуждения одного из главных идеологов империализма Великобритании – генерала С.Родса (главного колонизатора Кении в Африке), который считал разрешение социальных проблем в Англии, как «стране-метрополии» системы британского империализма, как главную цель эксплуатации колоний Британией. Он говорил: «Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами».
С.Г.Кара-Мурза в коллективной научной монографии «Ленинская теория империализма и современная глобализация», изданной под мои руководством по материалам одноименной конференции в 2003 году, отмечал (с. 103, кн. 1):
«В действительности развитие «туземного» капитализма пресекалось Западом уже на первой стадии колониальных захватов, ибо, по выражению К.Леви-Стросса, «Запад построил себя из материала колоний». Он вывез из колоний тот материал (мое замечание: и продолжает вывозить до сих пор; поэтому с начала «рыночных реформ», после распада СССР, и Россия превратилась в экономическую колонию Запада, из которой он (Запад) черпал ресурсы и капиталы, разрушая советское экономическое наследие – станкостроительную, электронную, авиастроительную, легкую и др. отрасли промышленности, и только в последние 2-а года мы мучительно, через войну Запада против нас и необходимость достойного ему отпора, освобождаемся от этой колониальной зависимости, С.А.), из которого мог быть построен местный капитализм (мое замечание: а мог ли быть он построен, если у него нет своих колоний, С.А.). Однако и в 1916 году (мое замечание: в год появления ленинской работы «Империализм как высшая стадия капитализма», С.А.) констатация этого факта была делом очень важным – ведь либеральная интеллигенция всего мира не признает его до сих пор.
Сам же В.И.Ленин приводит… данные, показывающие, что уже в XIX веке земельная собственность в Африке, Полинезии и Австралии была присвоена западными колониальными державами практически полностью, а в Азии – на 75%. Без земельной собственности национального производительного капитализма возникнуть не могло…
Таким образом, из «Империализма…» (мое замечание: имеется в виду ленинская работа «Империализм как высшая стадия капитализма», С.А.) прямо вытекал вывод, что уже в начале ХХ века возможность индустриализации и модернизации для тех стран, которые не попали в состав метрополии, была утрачена. Единственной возможностью обеспечить условия для своего экономического и социального развития для таких стран могла стать только большая (по сути именно мировая) антикапиталистическая революция» (конец цитаты, выдел. мною, С.А.).
Таким образом, капитализм в странах метрополии воспроизводит себя не только за счет эффективного использования производительных сил, которыми владеют общества – «демократии» – этих стран, но и за счет «разрушительных сил», как сил колониальных войн и захватов, которые обеспечивают приток в экономики стран метрополии ресурсов, энергии, капиталов, обеспечивающих от 50% до 75% прибавочной стоимости в воспроизводстве капитализма в этих странах.
В рамках этого сформулированного мною теоретического положения, что в воспроизводстве империализма в странах метрополии, наряду с производительными силами, не меньшую, а часто большую, роль играют «разрушительные силы» (или «антипроизводительные силы» как «силы войны»), получает и новую интерпретацию недавно опубликованная в 2009 году канадской журналистской, писательницей и социологом Наоми Кляйн книга «Доктрина шока: расцвет капитализма катастроф».
Известный наш политэконом, выдающийся исследователь современного капитализма В.Ю.Катасонов так отозвался о значении этой работы в своей книге «Закат эпохи либерализма. Хроника Финансового апокалипсиса» (2019) (с. 258):
«…Доктрина шока» – развенчание не только глобализации, но и капитализма. По своему антикапиталистическому заряду равной ей в наше время нет. А из тех, которые выходили в прошлом или в позапрошлом веках, рядом можно поставить «Капитал» Карла Маркса (1867 год) и «Империализм как высшая стадия капитализма» В.И.Ленина (1916 год)».
При этом, по В.Ю.Катасонову Наоми Кляйн «прямо поставила знак равенства между глобализацией и такими безобразными античеловеческими явлениями общественной жизни, как рабство, терроризм, геноцид и фашизм» (с. 258; конец цитаты, выдел. мною, С.А.).
«Капитализм катастроф» Наоми Кляйн – это и есть глобальный империализм мировой финансовой капиталократии (с главной страной своего базирования в лице США; поэтому его можно назвать и «американским империализмом»), в воспроизводства которого главное – это устремление к мировому господству и применение военной силы во всех «точках земного шара», где возникает необходимость для защиты своего гегемонизма, т.е. применение сил разрушения, включая атомную бомбардировку, что и сделали США в августе 1945 года, сбросив 2-е атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, в результате взрывов которых более 250 тысяч человек сгорели в «ядерной топке» мгновенно, более 500 тысяч (по ряду оценок – даже 700 тысяч) умерли от лучевых болезней и раковых заболеваний, вызванных ядерными облучениями и ожогами.
В.Ю.Катасонов в главе указанной книги, посвященной «доктрине шока» и «капитализму катастроф» в изложении Н.Кляйн, отмечает, что «война, террористический акт, шоковая экономическая «реформа», «экономический кризис» – все это, т.е. поток спровоцированных «катастроф», осуществляется «по заказу тех, кого сегодня принято называть «хозяевами денег» – олигархами, находящимися на вершине мировой власти и использующими для оплаты своих «заказов» (мое пояснение: в том числе и «заказов» на применение «разрушительных сил» – «цветных революций», «войн», «переворотов», становление фашистских режимов и т.п., С.А.) «печатный станок» Федеральной резервной системы США. Но даже если шок природного свойства (как, например, наводнение в Нью-Орлеане), то он используется в интересах «хозяев денег». Такие формы «шоков», как военные перевороты, войны и экономические кризисы использовались капиталистами (мое замечание: их лучше назвать, как это сделал С.Роде, «империалистами», С.А.) для обогащения и укрепления своих политических позиций еще в XIX веке. Под этим углом зрения первая мировая война (мое пояснение: разрушительная сила которой оценена гибелью нескольких десятков миллионов человек в России и в Европе, в первую очередь, и разрушением экономических базисов в странах Европы и России, С.А.) может быть названа «шоком», который был подготовлен и осуществлен мировой финансовой олигархией. Один представители финансового интернационала рассчитывали обогатиться за счет военных заказов (мое замечание: т.е. за счет развития «разрушительных сил» в метрополии системы империализма, С.А.). Другим нужен передел мировых рынков и источников сырья. Третьи с готовностью были рады кредитовать противоборствующие стороны и взимать с них ростовщические проценты. Также и экономические кризисы по своей природе рукотворны…» (конец цитаты, с. 259).
Что собой представляет американский империализм через призму уже осуществившейся его истории, хорошо показали О. Платонов и Г.Рейзеггер в книге «Мировая гегемония Америки. Летопись кровавых преступлений, опубликованной в 2012 году. История американского империализма предстает как огромный поток коварных политических, культурно-идеологических, террористических операций, военных преступлений, подкрепленных «сознанием», взращиваемым американской капиталократией с момента появления США на «белый свет», оправдывающим эти преступления. В этом «сознании» отразился своеобразный «капиталорасизм» как установка на безапелляционное их (США) превосходство над всеми другими нациями, народами и цивилизациями. В «Проекте Нового американского столетия» (ПНАС) утвержденного в начале 0-х годов XXI века (его соучредителями были: Дик Чейни, Дональд Рамсфелд, Пол Вулфовиц, Льюис Либби, Уильям Беннет, Залмай Хализад) ставилась задача по увеличению финансирования с целью обеспечить рост военной мощи США, чтобы Вооруженные силы США «могли вести и выигрывать войны на нескольких больших театрах военных действий».
О.Платонов и Х.Райзеггер замечает:
«Согласно этому плану, США должны были создать атомное оружие, способное пробивать бункеры, и сделать «звездные войны» национальным приоритетом. И это произошло. «План предусматривал, чтобы Ирак должен стать целью нападения, если Буш придет к власти». И это произошло… Начиная с 11 сентября (мое замечание: имеется ввиду атака на торговые небоскребы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, С.А.) Америка создает военные базы и предмостные укрепления повсюду, где есть значительные источники энергии, особенно в Средней Азии» (конец цитаты, с. 192, 193).
Итак, я думаю, что показал, что империализм, как формация, есть не только применение производительных сил в странах метрополии, но и применение разрушительных сил по всему миру за пределами метрополии.
Капитализм в его империалистической ипостаси, как «капитализм катастроф», превратился в фактор глобально-разрушительной силы, с её главной направленностью против Природы и против Человека.
В ХХ-ом веке, на фоне скачка в росте энергетической мощи в хозяйственном природопотреблении в десять миллионов раз в среднем, эта разрушительная природа империализма материализовалась в глобальном экологическом кризисе в середине ХХ-го века и к концу этого века – в первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы. «Оденьженные мозги» «хозяев денег» по В.Ю.Катасонову предстают как «Анти-Разум», который ведет всю капиталистическую систему к экологическому самоуничтожению, которое может превратиться в «могилу» для всего человечества. О чем и предупреждал еще в начале 70-х годов Арнольд Джозеф Тойнби, высказывание которого я представил в форме эпиграфа к этим моим размышлениям на заданную тему.
- Русский Социалистический Прорыв человечества в 1917 году провозгласил устами вождя революции В.И.Ленина «Декрет о мире»
«Ленинский «Декрет о мире», принятый сразу же, после победы Великой Октябрьской социалистической революции, советской властью в России, – это своеобразный антиимпериалистический манифест, действие которого, как первый акт социализма, еще не оценено должным образом, – манифест, провозглашающий что «Мир без Войн и Насилия» (вне которого у человечества, с учетом фантастического роста разрушительной силы вооружений, начиная с середины ХХ-го века, нет Будущего, оно обрекается на самоуничтожение, и главным источником этого самоуничтожения служит «Запад», т.е. колониально-империалистическая система во главе с США, или выражаясь другими словами – строй мирового финансовой капиталократии, или мировой власти «хозяев денег», как назвал мировую финансовую капиталократию В.Ю.Катасонов), может стать явью, стать основой будущего развития человечества, только на основе социализма.
Значение Великой Октябрьской социалистической революции (каждую новую годовщину которой мы отмечали в СССР регулярно 7 – 8 ноября, и это был самый значимый праздник в первой социалистической державе в истории человечества – СССР; не случайно именно 7 ноября 1941 года – 24-я годовщина этой великой социалистической революции, ознаменовался парадом войск, который принимал с трибуны Мавзолея В.И.Ленина Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин, и которые прямо с Красной площади уходили на фронт защищать Москву от рвущихся к ней немецко-фашистских войск) должным образом ни историками, ни в целом – мировой наукой и культурой, мыслителями человечества не оценено.
Тем более, с горечью необходимо признать, что оно не оценено постсоветским государством в России. Тогда, как во Франции, независимо от сменяемых властей, регулярно 14 мюля отмечается День Великой Французской революции и звучит марсельеза, у нас этот величайший праздник – день Великой Октябрьской социалистической революции, которая стала основой появления СССР, великого созидания советского народа, превратившего СССР в мощную социалистическую державу, которая приняла на себя всю мощь удара гитлеровских полчищ и спасла весь мир от фашистско-гитлеровского рабства, перемолов на фронтах Великой Отечественной войны более 80% военной мощи всей оккупированной гитлеровским вермахтом Европы, бал отменен властями Российской Федерации. И это отмена нанесла колоссальный удар по исторической памяти советского народа, в том числе и исторической памяти народов России, и по исторической гордости за величайшие успехи в созидании советского народа в экономике, культуре, науке, образовании, технике, сельском хозяйстве, за такой подъем духа советского человека, особенно в «эпоху Сталина», которого не знала вся история человечества.
В.Ю.Катасонов в своем великолепном исследовании, представленным книгой «Экономика Сталина», изданной в 2014 году, отмечал (с. 42):
«Сталиным с середины 1930-х гг. был взят курс на всяческое повышение статуса человека труда. Материальное поощрение труда дополнялось моральными стимулами. Появилось социалистическое соревнование (как антипод капиталистической конкуренции). Страну в 1930-е гг. охватило стахановское движение. Были введены звания «Герой социалистического труда», «Заслуженный работник», «Заслуженный деятель» и т.п. На всех уровнях проводилась воспитательная работа, направленная на укрепление трудовой дисциплины, формировалось чувство коллективизма, взаимопомощи, бережного отношения к социалистическому имуществу и т.п. Велась борьба с тунеядством. Кстати, последовательная борьба государства с различными проявлениями богатства, роскоши, незаконными доходами также укрепляла веру людей в социальную справедливость, выступала стимулом труда. Имущественная дифференциация в обществе была очень умеренной и определялась, в первую очередь, трудовым участием человека в экономической жизни страны. Еще в середине 1950-х гг. коэффициент дифференциации доходов населения (разрыв между 10% самых имущих и 10% самых неимущих) составлял 3, 28. Между прочим, в 1998г. (мое замечание: после 6-ти лет ваучерной приватизации социалистической собственности по схеме А.Б.Чубайса и Дж.Сакса, С.А.) по данным Росстата он был равен уже 13,8, в 2007г. – 16,8. Многие эксперты, учитывая теневую экономику, считают, что реальные показатели разрыва достигают 25 – 40 раз» (конец цитаты).
И далее В.Ю.Катасонов задает себе и читателю вопрос (с. 45): «Можем ли мы вернуться к сталинской экономике?» – и отвечает:
«Можем, если сформулируем надэкономические, высшие цели. Такие цели витают в воздухе. Сейчас, пожалуй, самое главное, чтобы кто-то сумел громогласно эти цели озвучить, и чтобы они были услышаны народом. Мы не только можем, мы обязаны вернуться к сталинской экономике. Не следует себя обманывать: рыночная экономика обрекает Россию на гибель» (конец цитаты, выдел. мною, С.А.).
Удивительное совпадение. Вывод-диагноз В.Ю.Катасонова, сделанный им в 2014 году, – «рыночная экономика обрекает Россию на гибель» – совпал с моим выводом-диагнозом, развернутым в целую теоретическую концепцию в монографии «Рыночный геноцид России и стратегия выхода из исторического тупика», изданной в 2013 году. Я в этой монографии 3-й раздел назвал так: «Противостояние рынка, капитализма и цивилизационных оснований бытия России. «Свободный рынок» как цель реформ и политики есть рыночный геноцид всей России, рыночная форма её гибели».
«Рыночный геноцид всей России, – писал я, открывая этот раздел, – … означает, что Россию на рыночном пути ждет в XXI веке гибель. Рынок, капитализм и цивилизационные основания бытия России (сама историческая логика её развития как евразийской, общинной, самой холодной цивилизации в мире) – вещи несовместные» (с. 15).
Данный мой вывод-диагноз, обоснованию которого, его аргументации, исходя из особенностей оснований и императивов (законов развития) России как уникальной цивилизации, я посвятил целую монографию, требует дополнительных пояснений.
В 1991 году в Докладе Мировому банку, написанном группой ученых под руководством Р.Гудленда, Г.Дейли и С.Эль-Серафи, был сформулирован неожиданный вывод, по сути являющийся выражением несовместимости «рыночной экономики» и решения задач по выходу человечества из глобального экологического кризиса: в экологической заполненной земной нише, которую заняло человечество к рубежу 80-х – 90-х годов, рынок как механизм развития исчерпал себя.
Этот вывод, сделанный в данном докладе, был связан с тем, что на рубеже ХХ-го и XXI-го веков глобальный экологический кризис перешел, в моей оценке, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Это означало, что человечество во взаимодействии с Природой вошло в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, когда наступили Экологические Пределы действию Закона Конкуренции, рынка, института частной капиталистической собственности, системе глобального империализма мировой финансовой капиталократии и в целом всей Стихийной Истории, т.е. Истории на базе доминирования Закона Конкуренции, Войн и Насилия.
Можно сказать так, что возникший императив экологического выживания человечества в Эпоху Великого Эволюционного Перелома включает в себя переход от социально-экономического развития на базе доминирования Закона Конкуренции и Рынка – к социально-экономическому развитию на базе доминирования Закона Кооперации и Плана, Управления, в том числе от Стихийной Истории – к Управляемой Истории, да еще в форме Научно Управляемой Социоприродной Эволюции, т.е. Ноосферной Истории Человечества.
Россия, как самая холодная цивилизация в мире, т.е. цивилизация с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства в мире (концепция закона энергетической стоимости мною была разработана в конце 90-х – в начале 0-х годов XXI века, представлена в серии монографий, посвященных цивилизационным законам развития России, в том числе в книгах: «Ноосферизм», 2001г.; «Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке», 2005г., «Битва за Россию: 1991 – 2008гг.», 2009г.; «Слово о русском народе и русском человеке», 2013г.; «Законы социально-экономического развития России в контексте закона гетерогенности мировой экономики», 2014г.; «Ноосферная Россия: стратегия прорыва», 2018; и др.), есть цивилизация с доминирующей ролью Закона Кооперации в своем развитии.
Именно эта цивилизационная особенность России обусловила и её особую роль в истории человечества:
- стать первооткрывателем начала Социалистической Истории человечества в форме Великой Октябрьской социалистической революции и затем появления и развития СССР (1922 – 1991гг.);
- стать первооткрывателем Космического Прорыва человечества в 1957г. (запуск первого спутника Земли 4 октября) и в 1961 г. (запуск первого человека в Ближний Космос в лице летчика-космонавта Ю.А.Гагарина 12 апреля);
- стать первооткрывателем Ноосферного Будущего человечества (через разработку гением человечества В.И.Вернадским учения о переходе Биосферы в Ноосферу в 30-х – 40-х годах ХХ-го века, и затем её развитие в СССР и современной России, что привело к появлению Русской Ноосферной Научной Школы мирового значения и Ноосферизма как научно-мировоззренческой системы и стратегии выхода человечества из Экологического Тупика Стихийной истории в XXI веке).
Именно как кооперационная, общинная цивилизация России была и остается цивилизацией «цивилизационного социализма», цивилизацией по своей природе антикапиталистической и антирыночной, что и предопределило её предназначение в ХХ-ом веке стать лидером мировой антикапиталистической революции, в которую со своей «логикой экологического отрицания» рыночно-капиталистической системы хозяйствования вмешалась Природы (в этом, 2023-ем году этому моменту переживаемой Эпохи Великого Эволюционного Перелома я посвятил специальную монографию «Природа против Капитала и Рынка (или Конец «беременности» Природы Человеком и «роды» ноосферной истории)») на рубеже ХХ-го и XXI-го веков.
Отмечу: этот вывод, к которому я пришел самостоятельно еще в 90-х годах, присутствует в работах таких исследователей, ученых, как С.Г.Кара-Мурза, А.П.Паршев, В.Т.Рязанов, С.Валянский, Д.Калюжный, А.Девятов и другие.
Известный китаевед А.Девятов в монографии «Красный дракон. Китай и Россия в XXI веке» (2002г.) приходит к выводу, что на территориях с суровым климатом – в Тибете, Монголии и России рынок и демократия в западном исполнении, на базе абсолютизации эгоизма, индивидуализма, невозможны по природным условиям воспроизводства жизни. Суровый климат на большей территории России определял совершенно другие механизмы воспроизводства жизни, с приматом идеала над потребностями, с принципом «ограничения размера богатства нравственным пределом довольства и достатка…» (с. 204). А А.П.Паршев в книге «Почему Россия не Америка?» (2000) сформулировал даже «горькую теорему» (наверное, «горькую» потому, что она вступает в конфликт с экономическим либерализмом, как идеологией рыночных реформ в России): «в конкурентной борьбе за инвестиции, если игра ведется по правилам свободного мирового рынка, почти любое российское предприятие обречено на проигрыш» (с. 34). Рыночный геноцид России, в моем определении, – это и есть форма реализации «горькой теоремы» А.П.Паршева применительно ко всей производительной экономике России.
Вот почему именно Россия как полиэтническая кооперация, объединяющая около 200 народов, народностей, национальностей во главе с русским народом, как цивилизация общинная с доминирующей ролью Закона Кооперация, живущая по закону взаимопомощи, сотрудничества, правды, всегда стремилась к миру, и, по существу была, и продолжает оставаться миротворческой цивилизацией.
Именно это цивилизационное качество России делает её антиподом Западу, делает её главным «барьером» в реализации со стороны американского империализма своей стратегии к установлению мировой гегемонии (о чем открыто провозгласил З.Бжезинский в книге «Шахматная доска»).
Вот почему именно Социалистическая Россия с «первых шагов» своего исторического развития провозгласила устами первого председателя Советского правительства В.И.Ленина «Декрет о мире».
Вот почему именно СССР, а не Англии и США, принёс миру Победу над гитлеровским фашизмом 9 мая 1945 год.
Вот почему именно СССР стал инициатором в конце 40-х – в 50-х – 60-х годах Движения за мир во всем мире, выставляя всё новые и новые преграды на пути развязывания 3-ей мировой войны глобальным империализмом во главе с США.
Великая Октябрьская социалистическая революция, я предложил её называть и Великой Русской Социалистической Революцией еще в 0-х годах (кстати, о ней как о русской социалистической революции говорили и В.И.Ленин, и И.В.Сталин), есть революция, с которой история человечества столкнулось впервые: такова её значимость.
Её масштаб и глубина начавшихся преобразований в системе бытия человека на Земле далеко выходят за системы представлений о революциях, сложившихся в учебниках истории. Это не только есть начавшаяся смена капиталистической формации коммунистической, а есть смена парадигм истории, т.е. переход от «предыстории» к «подлинной» истории, которая и есть (хотя ни Маркс, ни марксисты этим понятием не пользуются) «управляемая история», выступающая антиподом и формой диалектического отрицания или «снятия» истории стихийной (в которой по Гегелю доминировало «историческое бессознательное»). Ярый враг СССР и антикоммунист, идеолог американского антикоммунизма З.Бжезинский, в статье, опубликованной в СССР в журнале «Коммунист», если не ошибаюсь, в 1988 году, обвинял советских коммунистов-большевиков именно за то, что они решили спонтанный ход истории сменить на управляемый ход. Не вмешивайтесь в спонтанный ход истории! – воскликнул Збигнев Бжезинский, адресуя свое восклицание к советским коммунистам и в целом – к руководству КПСС.
И не мог даже помыслить антикоммунист З.Бжезинский, ярый защитник гегемонизма США и мироустройства по «лекалам» американского империализма, что на сторону Великой Русской Социалистической Революции, онтологической правды СССР (понятие «онтологической правды» как синонима «правды истории» ввел ленинградский философ-марксист В.Г.Комаров в фундаментальной своей монографии «Правда: онтологическое основание социального разума», изданной посмертно в 2001 году, благодаря хлопотам другого крупного философа-марксиста В.Я.Ельмеева) встает Её Величество Природа, в форме выдвинутого ею «императива выживаемости», предъявленного человечеству в форме процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, – императива, в котором звучит экологический смертельный Приговор и всей системе «мирового капитализма» (если воспользоваться этим термином, который ввел Джордж Сорос в своей книге «Кризис мирового капитализма», изданной в России в 1998 году), и всей Стихийной, спонтанной истории человечества, ход которой защищал её адепт Збигнев Бжезинский.
Против глобально-разрушительной силы всей системы империализма мировой финансовой капиталократии, используя свои механизмы, свой «язык», выступила Природа как Целое.
Великая Русская Социалистическая Революция стала началом Глобальной Цивилизационной Социалистической Революции, которая охватила собой весь ХХ-й век (который можно назвать «первой волной» этой глобальной революции, лидером которой был СССР), и которая, по теоретической системе Ноосферизма, разработанной мною, под «давлением процессов Экологической Гибели «мирового капитализма», превращается в Ноосферную Социалистическую Революцию, которая снова начинается в России и охватит своими преобразованиями весь XXI век, а возможно – и век XXII-й.
Вот почему Великая Октябрьская социалистическая революция – событие эпохальное, всемирно-историческое, по значимости не уступающее, если стать на позицию христианского мировоззрения, явлению Христа человечеству, с Рождества которого ведется календарный отсчет нашей эры.
Почему не уступающее? – Потому что вне Ноосферного Экологического Духовного Социализма, и соответственно – на его базе Мира без Войн и Насилия, который предстает как ноосферная планетарная кооперация народов, этносов и цивилизаций, – основа научного управления социоприродной эволюцией, у Человечества нет Будущего. Риск экологически погибнуть под обломками этой экологически безумной, античеловеческой, беременной фашизмом и расизмом, системы с вывеской «мировой капитализм» (по Дж.Соросу) велик.
И статья Уильяма Астора, полковника ВВС США в отставке, военного человека с таким вопрошающим названием «США готовы уничтожить мир?», есть свидетельство пробуждения мыслящих людей в мире, что «мировой капитализм» есть разрушительная сила, направленная против человечества в целом.
«Запад» на Украине (пока!) ведет войну против Россия – войну и «горячую», и идеологическую, и информационную, и технологическую, и ценностную, и мировоззренческую, – «не на жизнь, а на смерть»! Россия возвращается к своим цивилизационным и историческим основаниям своего развития, в которой доминируют правда, Социальная Справедливость, Закон Кооперации. Наступила эпоха Ренессанса России. И эта эпоха Ренессанса России – часть Эпохи Великого Эволюционного Перелома, Эпоха Ноосферного Прорыва из России.
И на этом пути России необходимо осознать величие деяния, которое было совершено в начале ХХ-го века – которое есть Великая Октябрьская социалистическая революция, или Великая Русская Социалистическая Революция, и вслед за этим осознанием – осознать и величие всей истории СССР, величие гигантских исторических фигур, которое будет на все века будущей истории светить будущим поколениям, – фигур Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина. Правильно поднимают патриоты вопрос о возвращении Волгограду имени «Сталинград». Ведь даже в Париже в наименовании одного из проспектов сохраняется этот символ героического духа советского народа и советских вооруженных сил. Но еще нам надо вернуть в систему государственных официальных праздников – «день очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции».
Эта революция есть символ величия истории России – России как миротворческой цивилизации на Земле, предложивший миру ленинский «Декрет о мире», противостоящей безумию «капиталистического мира», уже породившего антропологическую катастрофу там, где он «правит бал».
- Эпилог
Капитализм живет по закону расчеловечивания человека, роста его (человека) отчуждения не только от Природы, но и от собственной природы, собственной истории, даже отчуждения от собственной семьи, собственного народа, от родины, даже от матери и отца, даже от биологического пола, который был дан тому или иному человеку от рождения, от своего призвания и своей ответственности за будущее не только свое, но и за будущее человечества.
Почему мы не слышим «голоса, в которых звучит предупреждение» наших великих предков из разных стран и народов?
Приведу ради подтверждения этого моего вопроса ряд таких предупреждений и одновременно императивов, обращенных к пробуждению нашего сознания и нашей ответственности за будущее человечества, которое мы представляем уже самим фактом своей жизни на Земле и используемых нами «заветов» наших предков, достижений наших культуры, науки и истории.
Древнеегипетский мудрец-мыслитель Имхотеп, живший 4700 лет назад, оставил нам свое предупреждение в виде высказанной им мысли, высеченной иероглифами на пирамиде Хеопса:
«Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».
В 1820 году Жан Батист Ламарк, знаменитый французский ученый-эволюционист, по моему предположению – ужаснувшись теми преступлениями, которые творили ради своего обогащения европейские колонисты в Африке, в Америке и в Азии, предупредил всех людей на Земле, кто способен мыслить и не потерял совесть:
«Вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушию к себе подобным человек сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и, тем самым, истреблению своего вида. Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания…».
Я только поправлю фаталистическую мысль Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение рыночно-капиталистического (отчужденного от своей сущности) человека, или «человека-потребителя-эгоиста», в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания…».
И этот прогноз Ламарка пока выполняется. Рыночно-капиталистическая система хозяйствования человечества на Земле, живущая по законам конкуренции, войн и насилия, превратилась в систему экологического самоубийства.
Знаменитая ария Мефистофелы в опере Гуно «Фауст», созданной по гениальному произведению Гёте «Фауст», где поется такая фраза «Сатана там правит бал, Сатана там правит бал, люди гибнут за металл», т.е. люди гибнут за деньги, приобрела планетарное смысловое измерение. Теперь «за металл», ради обогащения «хозяев денег», сидящих на «Олимпе» мировой финансовой капиталократии, через процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, гибнет все человечество. В «Хартии Земли» – в документе, написанном в 2000 году и опубликованном в «Экогеософском альманахе» (№3, 2001г., редактор В.А.Зубаков), отмечалось: «Доминирующие модели производства и потребления вызывают опустошения окружающей среды, истощение ресурсов и массовое вымирание видов…».
Мало кто понимает, что наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома требует невиданной ноосферной человеческой революции, которую я назвал «Родами Ноосферного Разума». Еще академик Н.Н.Мосеев в 1990 году, размышляя о ведущем механизме перехода человечества в «Эпоху Ноосферы» (книга «Человек и ноосфера», 1990г.), назвал таким ведущим механизмом «Систему Учитель». Мы, в том числе научный коллектив Ноосферной академии наук, развили это положение Н.Н.Моисеева, создав целую теоретическую концепцию научно-образовательного общества и проведя уже 12-ть международных конференций «Ноосферное образование в евразийском пространстве» и издав 12-томную монографическую серию с таким же названием, в которой приняло участие в качестве авторов более 100 ученых, преподавателей вузов, студентов.
Вся история СССР – это одновременно социалистическая человеческая революция, т.е. возвышение советского человека и советского народа на высоту ответственности за успех Общего Дела, которым было строительство социализма, создание экономической и оборонной мощи Страны Советов, утверждение социоприродной гармонии.
Знаменитый ученый-философ-марксист Ричард Иванович Косолапов в статье «Формула Сталина», изданной в газете «Советская Россия» 21 декабря 2010 года и посвященной очередной годовщиние со дня рождения великого руководителя советского государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР) И.В.Сталина, так увязал советское социалистическое строительство с действующим императивом ноосферного преобразования основ бытия:
«Сталин, как и Ленин, во всей своей многогранности, дорастали до ноосферного уровня, однако после него (мой комментарий – после Сталина, С.А.) рост был приостановлен. Человечество в лице ведомой им партии, советского рабочего класса, народа совершили прорыв – переход в ноосферу, но закрепить его и расширить мог своим натиском только новый кадровый «второй эшелон», подготовить который Сталин и не сумел, и не успел… Задачу полноценного перехода в ноосферу не знающая жалости ирония истории сдвинула на два-три поколения вперед» (конец цитаты).
Это время наступило. Историческое призвание России – возглавить Ноосферный Прорыв человечества с задачей перехода на основания развития в форме Ноосферного Экологического Духовного Социализма, поставив высшую «надэкономическую цель», о которой писал В.Ю.Катасонов, – становление научно-образовательного общества и завершение той социалистической человеческой революции, которая происходила в СССР и которая «стучится в двери» сознания человечества, но уже как Ноосферная Человеческая Революция XXI века.
Сейчас многие мыслящие люди ставят проблему – как человечеству перейти к «Миру без Войн и Насилия». Но у многих не хватает мужества «взглянуть в глаза Правде Истории». А она состоит в том, что «Капитализм», в какие бы «демократические», «либеральные» или иные «одежды» он не рядился, включая и «инклюзивный капитализм» Клауса Шваба и принца Чарльза, уже стал (если воспользоваться метафорой Л.Н.Толстого) «живым экологическим трупом».
Карлу Марксу принадлежит необычное и редко цитируемое определение коммунизма, данное им в «Философских и экономических рукописях» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 42, с. 116):
«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности… в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека… есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой».
«Подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека», т.е. подлинное преодоление рыночно-капиталистического отчуждения человека от своей сущности, – и есть миссия социалистической человеческой революции, реализация Закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества системы образования в обществе. А «действительное разрешение противоречия между человеком и природой», на фоне процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, в Эпоху Великого Эволюционного Перелома – и означает выполнение требований ноосферного императива, т.е. превращение Человечества в Истинного Субъекта Научно Управляемой Социо-Биосферной, т.е. Нософерной, Эволюции.
И.Гёте, великому не только немецкому поэту, но и не менее великому мыслителю и натуралисту, принадлежит, с моей точки зрения, гениальная мысль (И.В.Гёте. Избранные произведения, 1964г., с. 376):
«Лишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в целом».
«Всё» человечество вместе», к сожалению, оставалось разобщенным, находясь в «плену» империалистической и колониальной системы строя «власти Капитала», действия политики «разделяй и властвуй», политики войн, колониальных захватов, насилия и геноцида целых народов и цивилизаций. Наступивший в середине ХХ-го века глобальный экологический кризис означал собой, что с Человечеством как Целым «заговорила» на своем «языке» — «языке экологических катастроф», включая «эндоэкологическое отравление» (о чем писал В.А.Зубаков в книге «Эндоэкологическое отравление и эволюция», 2002г.) на клеточном уровне организмов людей и высших животных, Биосфера как Целое. Императив экологического выживания человечества требует, чтобы оно из состояния «негативной целостности», т.е. «состояния разобщенности», ярким признаком которого является «Мир Войн и Насилия», приобретающего черты «Мира Ядерного Апокалипсиса» (по поводу возможности которого и «бьет тревогу» статья Уильяма Астора), перешло в состояние позитивной целостности, которое может обеспечить только Ноосферный Экологический Духовный Социализм с доминирующей ролью Действия Закона Кооперации.
Закончу эти свои размышления без комментариев отрывком из моей книги «Капиталорасизм» (2021), в котором я цитирую и К.Маркса, и Ф.Меринга, автора знаменитой книги о Карле Марксе «Карл Маркс. История его жизни» (с. 6):
«Об эмансипации человека как об освобождении человека от господства денег, торгашества и Капитала К.Маркс впервые заговорил в статье «К еврейском вопросу» […]. Эта статья была реакцией К.Маркса на критику Фейербахом иудейской религии как «религии эгоизма» […]. В этой статье Карл Маркс истинную эмансипацию человека связал с эмансипацией от своекорыстия, торгашества и денег.
Ф.Меринг (с. 99, 100, 101):
Маркс… примыкал к Фейербаху… Но он идет дальше Фейербаха, поскольку выявляет тот особый общественный элемент, который отражается в иудейской религии.
Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие.
Каков мирской культ еврея? Торгашество.
Каков его мирской бог? Деньги.
«Но в таком случае эмансипация от торгашества и денег, – цитирует Ф.Меринг по этой статье К.Маркса […], – следовательно, от практического, реального еврейства, была бы самоэмансипацией нашего времени…, когда еврей признает эту свою практическую сущность ничтожной, трудится над её упразднением – тогда он освобождается из рамок прежнего своего развития, трудится прямо для дела человеческой эмансипации, борется против крайнего практического выражения человеческого самоотчуждения».
…человеческая эмансипация – это совершенно новая организация общественных сил, такая, при которой человек становится господином самих источников жизни. Тут в еще не отчетливых очертаниях вырисовывается картина социалистического общества» (конец цитаты).
Это положение К.Маркса, с интерпретацией его Ф.Мерингом, в начале XXI века приобретает содержание ноосферной эмансипации человека (отдельный научно-философский очерк в виде отдельной книги «Ноосферная эмансипация человека» я опубликовал в 2021 году).
В эту «ноосферную эмансипацию человека» входит и освобождение от губительных привычек масс, находящихся в «плену манипуляции их сознанием» со стороны мировой финансовой капиталократии, к «культуре массовой смерти», по поводу которых «бьет тревогу» честный американский гражданин и человек Уильям Астор.
Наступило время «Родов» Истинного разума в лице человечества на Земле!
Справка об авторе
Субетто Александр Иванович: доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, почетный президент Ноосферной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, полковник Космических войск СССР (в отставке; служба в вооружённых силах СССР: 1954 – 1991гг.), строитель Космодрома Плесецк (1959 – 1969гг.)