Невозможно на это молча смотреть — говорит российская актриса Поплавская про театр им. Ермоловой, которой находится в минуте от Кремля в самом центре столицы. Этим театром руководит Олег Меньшиков, и под его началом зрителю показывают такое, от чего, порой, становится не по себе и невольно задаёшься вопросом — неужели это искусство? Я недавно уже писал об этом театре, о роли Асмус в тамошнем спектакле, а сейчас на проблему обратила внимание Яна Поплавская. И, хочется верить, что её высказывания заметят и что-то изменится.
Олег Меньшиков и Кристина Асмус
Дорогие читатели, сразу хочется оговориться, что я не против любого театра. Театр, как я считаю, должен быть разным и давать зрителю выбор. Я не против экспериментов, даже не против разного рода пошлости, но только если она оправдана. Не могу терпеть когда пошлят ради, уж простите, хайпа и привлечения внимания. Любое действие на сцене просто обязано быть необходимым для сюжета. А ещё я против пошлости за бюджетные средства! Да, в частных театрах — пожалуйста. Ставьте всё, что в рамках закона и показывайте зрителю. Но когда в государственном театре за бюджетные средства ставят абсолютную чернуху, а Минкульт не только финансирует это, но и продвигает, рекламирует, награждает премиями и даёт гранты на такое — это уже совсем нездоровая история, согласны?
Мы, вроде как, боремся за семейные ценности, за мораль и наше исконное искусство, но, в то же время, за налоги граждан и под эгидой Министерства культуры выпускаем прям рядом с Кремлём настолько аморальные и противоречащие всем нашим ценностям и нормам постановки. Ну это лицемерие какое-то. И я бы ещё понял такое от условного Богомолова, но от Меньшикова я, честно, такого не ожидал.
Яна Поплавская
Да, театр Ермоловой и при прошлом худруке Андрееве любил экспериментировать и радовать зрителя современным искусством, но эти эксперименты были тонки, не пошлы, они лишь дополняли актёрскую игру и замыслы авторов. При Меньшикове же театр всё чаще именно что шокирует и поражает. Поплавская обратила внимание на те же два спектакля, которые я ранее вам описывал. «Леди Макбет» и «неИдеальный Че».
Их спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. Довольно сильная постановка с неплохими актёрскими работами. Смотрел первые 40 минут и радовался — насколько же всё хорошо. А потом исполнительница главной роли Кристина Асмус начинает играть с партнёром по спектаклю сцену близости. Да так играть, что ей бы позавидовали величайшие актрисы откровенного жанра. И так натурально сыграно, с такими движениями, страстью, криками, что меня это прям выбило из всей атмосферы. Я не ханжа, но я искренне не понял — зачем тут такая бурная сцена? Это к вопросу о том, что всё должно быть оправдано. Тут точно нет никаких оправданий — шок ради шока, заставляющий вжиматься в кресло и думать лишь об одном — зачем? Ну и стыд за артистку испытывать.
Сцена из спектакля «Леди Макбет…» театра им. Ермоловой
Заслуженная артистка говорит монолог, а на переднем плане Асмус играет «страсть» прям перед носом у первых рядов. Зрители в зале краснеют, испытывают неловкость, и мне неловко за артистов. Зато об этом пишут, это обсуждают и, похоже, это и есть цель этой сцены — вызвать ажиотаж, шокировать. Только вот, я уверен, что зритель ходит в театр не за этим! Этого и так полно вокруг, театр должен нести совершенно другие эмоции, заставлять задуматься, вести диалог со зрителем, а не погружать в черноту с головой. Если бы эта сцена была необходима, но ведь нет. Она абсолютно инородна, как вставной номер. И как же мне жаль артистку Асмус!
После скандального фильма «Текст» она рыдала, мол, её карьера разрушена, мол, режиссёры видят в ней теперь только актрису таких ролей. Плакала из-за обильного негатива в комментариях её соцсетей, но сама же продолжает играть такие роли. Ну она же артистка с именем, она в праве сама выбирать себе роли, а коли выбрала, то последствия полностью на её совести. Эх…
Леди Макбет
И идёт там спектакль «неИдеальный Че». Знаете о чём он? Коротко опишу сюжет, используя цензурные слова, дабы алгоритмы площадки не заблокировали. Итак, женщине снится сон, в котором она видит идеальный мужской сами знаете какой орган. Она ставит себе цель найти его во что бы то ни стало, ведь ей видится он символом Родины. Орган с родинкой, и она находит сходство между Родиной и родинкой. Произносит монолог, в котором заявляет, что этот идеальный прибор должен быть виден всем, что он наведёт порядок во всех сферах. Потом происходят поиски, и обладатель идеального находится.
Он сантехник, но зачем-то свёл родинку хирургически. В общем, тут всё построено на метафорах, символизме и просто пропитано пошлостью. И сразу возникает вопрос, который всё чаще звучит в моих статьях — а где Минкульт, где департамент культуры? Неужели авторы самого близкого к Кремлю театра, на сцене которого играли великие артисты и творили огромные режиссёры, считают это нормальным? Да и вообще — сравнить Родину с органом? Это уже, на мой взгляд, небывалый уровень, которого мало кто достиг, кроме Меньшикова.
Сцена из спектакля «неИдеальный Че» театра им. Ермоловой
Итак, Поплавская посмотрела эти два «чуда» творения театра Ермоловой и осталось крайне возмущена. Она тут же обратилась в Минкульт, но получила ответ, мол, театр в ведомстве департамента культуры Москвы и спрашивать надо с них. А те пока не ответили. Но, я уверен, что ответят Яне, как и мне — скажут, что у них политика невмешательства и влезать в творческие планы театра они не имеют права. А если вы видите нарушение закона, то обращайтесь в надлежащие органы. И я думаю, что Поплавская обратится, и очень интересно что из этого выйдет. Если нарушения действительно выявят, это будет отличным примером и прецедентом для многих любителей пошлить за гос. средства.
Поплавская говорит:
«В пяти минутах пешком от Кремля, в знаменитом театре Асмус максимально раскрывает свой талант, играя п@ловой акт. Также культурные критики обращают внимание на ещё один яркий спектакль в театре Ермоловой: „Неидеальный Че“, посвященный мужскому пол@вому органу. Сюжет строится на том, что героине привиделся „детородный орган“ с родинкой, она его ищет и находит у сантехника»
А про своё обращение в Минкульт вот так:
«Найдут миллион таких же оправданий, якобы, смысл другой, мол, режиссер вовсе не русофоб, директор театра хороший. И разврат на сцене будет продолжаться. Невозможно смотреть на это молча. Мы кричим, но в ответ только снисходительная улыбка министра»
Согласны?
А мне всегда интересно — когда выделяют деньги на спектакль, неужели его потом не отсматривают, не проверяют на что идут налоги? Ну тут же любому понятно, что это полностью противоречит ценностям, да ещё и Родину сравнивают с известным органом, что многих возмущает. Почему так? — риторический вопрос…