Федор Рякин: Борьба с ожирением начинается с головы

На днях в Москву приезжали родственники из провинции. Бабушка и ее двенадцатилетний внук.

Мальчик, я скажу, не хилый. При росте в 166 сантиметров он весит аж 128 килограмм! Бабушка возила внука в московскую клинику, где его обследовали врачи. Врачи не установили у ребенка каких-либо гормональных сдвигов. Выяснилось, что причина ожирения ребенка банальна – это результат обычного обжорства.

Я пообщался с этим ребенком. Интеллигентные родители. Сразу замечу, что оба родителя также больны ожирением. В школе мальчик учится на четверки и пятерки, посещает кружок игры на гитаре и ходит в бассейн.

Но эта семья не соблюдает элементарный режим питания. Утром в этой семье не принято завтракать. К 8 утра ребенок уходит в школу. Первый завтрак (хотя по времени — это уже полдник) у ребенка – в 11.00 в школе. Занятия в школе завершаются около 14.00. Затем мальчик сразу идет в бассейн. После этого обедает. Затем делает уроки, посещает музыкальную школу.

И вся семья нажирается после 20.00. Это у них уже стало за правило.

Но и это еще не последний прием пищи! И родители, и ребенок встают в 2-3 часа ночи, чтобы еще раз основательно «разгрузить холодильник».

После этого стоит ли удивляться, что в этой семье все страдают ожирение, а ребенок уже к 12 годам достиг предельной стадии ожирения!

Врачи предупредили и ребенка, и бабушку, что если он не сбросит лишний вес, то у него с большой вероятностью разовьется диабет, и после этого ему начнут колоть инсулин.

Что особенно меня поразило в разговоре с этим мальчиком, так это то, что у него совершенно отсутствует настрой на то, чтобы похудеть. Он мне начал сыпать афоризмы, оправдывающие обжорство и ожирение: «Пока толстый сохнет — тонкий сдохнет!». «Жизнь слишком коротка и прекрасна, чтобы тратить ее на диеты».

Нисколько не сомневаюсь, что подобных афоризмов он нахватался от своих родителей. И авторитет родителей над этим ребенком настолько довлеет, что он к настоящему времени не способен самостоятельно принять противоположных аргументов.

Я был воспитан советской школой. В моем детстве над полными одноклассниками дети посмеивались. Но я и не припомню ни одного случая предельной степени ожирения. Полные дети и раньше были, но предельно жирных – я никогда не видел.

А в основном все дети были в те времена худенькие, шустрые. Мы много времени проводили на улице. Моя мама меня всегда перед школой кормила сытным завтраком. После школы я обедал. Ужинали мы до 19.00. И покусочничать в нашей семье было не принято. За это мама меня с сестрой всегда ругала.

Несколько лет назад, когда достиг среднего возраста,  я тоже начал стремительно набирать лишний вес. Но после этого я пересмотрел свой режим питания. Теперь я ем два раза в день. Плотно завтракаю и обедаю (с 15.00 до 17.00). Вместо ужина выпиваю стакан молока. И я не позволяю себе никаких перекусов в промежутках между двумя приемами пищи, ограничил себя в мучной, острой и жирной пищи (вспомнил советы своей мамы). После изменения режима питания мой вес также стремительно снизился и уже давно установился на норме. И, кстати, похудев, я стал реже простужаться.

Я был воспитан в советской школе на культе гармоничного развитого советского человека (и физически, и интеллектуально). В моем понимании, ожирение – это болезнь, это уродство.

И как я теперь понимаю, чтобы излечить эту болезнь, надо, прежде всего, настроить ожиревшего человека на необходимость похудания. А без такого настроя он  самостоятельно никогда не начнет худеть. И будет себе искать любые оправдания, чтобы оставаться в полном весе.

Я считаю, что государство не должно стоять в стороне от этой проблемы. Ожирение – это бич современного общества. Ожирение ведет к утрате трудоспособности, к инвалидности. А это в свою очередь создает дополнительную нагрузку на экономически активное население. Почему же мы должны содержать тех людей, которые осознанно переедают?

И я считаю, что следует запретить любые публичные высказывания, оправдывающие обжорство и ожирение. Точно так же, как в России запретили пропаганду сексуальных извращений. Обжорство – это   тоже извращение — извращение пищевого поведения.

Необходимо на государственном уровне пропагандировать культ здорового образа жизни.

Считаю, что следует ввести ограничения на ряд профессий для лиц, страдающих ожирением. Например, для полицейских и военных.

И в определенных случая следует применить принудительное лечение от ожирения. Как в нашем случае, когда этого мальчика, по моему мнению, следовало бы принудительно изъять из семьи (семья оказывает на мальчика дурное влияние), чтобы поместить его в школу-интернат, где у мальчика будут формироваться здоровые пищевые привычки.