Александр Трубицын: «Новое — это хорошо зачеркнутое старое»

Ну, любят у нас порой стопануть на паркинге, зайти на шопинг в маркет и шопнуть там пак айскрима. Согласитесь, что это куда вкуснее, чем встать на стоянке, зайти в магазин и купить пачку мороженого!

Вот примерно то же получается с кампусом. Википедия поясняет: «Не следует путать с  Камбузом  — названием кухни на судне. Ка́мпус (лат. campus «поле, открытое пространство» – университетский (институтский, студенческий) городок». Ну согласитесь, что разница – как между каким-то «совковым» мороженым и восхитительным (аж слюнки потекли!) айскримом! Назвал институтский, студенческий городок кампусом – и пошла родимая наука семимильными шагами!

Ну, может быть, состав у ихнего кампуса – не путайте с камбузом – иной? Вот какой состав приводит для кампуса та же Википедия:

«Университетский городок, располагающийся в лесопарковой или рекреационной зоне, может включать следующие функциональные элементы:

помещения основных учебных институтов, высших колледжейфакультетов и их инфраструктура (в том числе учебные аудитории);

научно-исследовательские институты, лаборатории и исследовательские центры;

научная библиотека;

структуры научно-технологического парка: бизнес-инкубатор, офис коммерциализации НИОКР, инженерный центр;

подразделения последипломного образования;

жилые помещения для студентов и преподавателей;

спортивно-учебный комплекс, бассейнстадион;

конгресс-центр и концертный зал;

столовые и иные объекты общественного питания;

университетский или отраслевой музей;

и др.»

Мой отец, и оба его брата, сыновья инженера-путейца, оканчивали ДИИТ – Днепропетровский институт инженеров транспорта – в довоенное время,  во второй половине 30-х годов.

Вот, как выглядел институт во время его учёбы.

Что мы видим на этой картинке?

В большой лесопарковой или рекреационной зоне:

Главный учебный корпус

Жилые дома преподавателей и сотрудников ДИИТа;

Пристройки к корпусам;

Общежития – три корпуса;

Поликлиника;

Столовая;

Котельная;

Мастерские;

Гараж;

Баня;

Водонапорная башня;

Оранжерея;

Магазины;

Не всё видно на этом снимке, территория очень большая, но всё это было построено.  Научная библиотека была огромная, но не в отдельном корпусе, а в учебном.

Не были построены из-за войны – конференц-зал, лекционная аудитория, жилой дом профессорско-преподавательского состава, лабораторный корпус, детский сад.

Пришла «цивилизованная Европа» и начала бомбами превращать институтский городок в «кампус».

Кроме того, у института была своя водная станция на Днепре, к институту была проложена своя железнодорожная ветка, по которой курсировали «учебные пособия» – локомотивы и подвижной состав.

А чтобы удобнее было добираться до центра – проложена трамвайная линия.

Напротив института – огромный Ботанический сад (в наше время парк), возле которого были двухэтажные коттеджи профессоров и преподавателей.

В начале 60-х я побывал в одном из таких коттеджей – два этажа, паркет, кабинетный рояль – заботились большевики о научных кадрах.

Ну вот добавить  бы бизнес-инкубатор, офис коммерциализации НИОКР – и простой институтский городок почти дотягивал бы до вожделенного наименования кампусом. Но увы, заботились тогда не о бизнесе, а о стране, и не зря на Всемирной выставке в Париже в 1937 году Гран-При получили паровоз «Иосиф Сталин» и мягкий железнодорожный вагон. И это не «единственный выставочный экземпляр» – паровозы серии «Иосиф Сталин» выпускались в Ворошиловграде в темпе «паровоз в три дня». Представляете? Три дня – и стотридцатитонная скоростная машина становится на железнодорожные пути, включаются в работу более сотни машин в год!

А потом к власти пробрался проходимец Хрущёв, Ворошиловград переименовал в Луганск, а паровоз из «Иосифа Сталина» (серия ИС) переименовал в «Феликс Дзержинский пассажирский» (серия ФДп).

Это снимок группы студентов 1935 года. А кто учился в этом не-кампусе? Напомню слова М.Я. Пратусевича, директора Президентского физико-математического лицея, сказанные на встрече в В.В. Путиным: «В принципе, хорошее математическое образование, естественнонаучное – это конкурентное преимущество нашей страны, которое естественным образом сложилось с 30-х годов XX века».

Оригинальное суждение. Оказывается, с 30-х годов ХХ века хорошее математическое образование и естественнонаучное образование сложилось само собой, «естественным образом». А вот мне отец рассказывал совершенно иное – и про огромную работу школьных учителей, и про сформированную в обществе тягу к знаниям, и про престижность профессии инженера. И это – заслуга товарища Сталина, а не «естественным образом».

Во время этой встречи высказался и В.А. Садовничий, ректор МГУ. «Если вспомнить 1953 год – строительство Московского университета в трудное время для страны. Но это же перевернуло вообще взгляд на университетское образование в мире. Московский университет, в том числе и само здание, стал символом образования, это факт. Кампус сыграл колоссальную роль.»

Мировое значение, символ образования, колоссальная роль, которую сыграл кампус… Так значит, кампус всё же был? Только назывался по-русски – университетский городок. А чьей волей построен этот символ образования мирового значения? Волей товарища Сталина. Как там у Киплинга? «Но я вас довёл до родных берегов своею посмертною волей!». Хрущёв хотел зачеркнуть саму память о Сталине, разрушил памятники, стёр картины – но разве не памятник ему само здание МГУ и ещё шесть величественных зданий, украшающих столицу?

Глеб Иванович Дритов, один из создателей первой управляемой противотанковой ракеты, рассказывал мне об учёбе в МГУ в сталинские времена. Создавались все условия для учёбы – но и требовалось строго, так формировался сталинский инженерный корпус. И все равнялись по нему. Я оканчивал Смоленский филиал МЭИ. При поступлении отбор был – 5-7 человек на место. При учёбе отсев – от нашей группы осталась примерно половина из поступивших на первый курс.

Простите, а в капиталистической России преподаватель может себе позволить такую строгость и принципиальность? Он же зависит от студента: выгонишь бездарь – а бездарь денежки за обучение не принесёт, и преподаватель сам себя накажет. И никакой кампус или камбуз из бездари талант не сделают.

А. Трубицын, инженер.

P.S. А вообще осталось то ощущение, которое называют «испанским стыдом», стыдом за другого. Выступали серьёзные, умные люди, но словно играли в детскую игру: «Вам велели не смеяться, губки бантиком держать. «Да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить, с буквой «р» не говорить. Вы поедете на бал?». Вот только бы не упомянуть великие свершения И.В. Сталина.