Федеральное имущество — это имущество, находящееся в государственной собственности Российской Федерации и используемое для реализации её полномочий. Оно является материальной базой любого государства, важным источником обеспечения его деятельности. Это важнейшая составляющая государственных ресурсов, которые направляются на социально-экономическое развитие страны.
Как известно, в СССР всё имущество, кроме имущества граждан, принадлежало государству. После его развала и прихода к власти так называемых либералов основной их задачей являлась приватизация, то есть передача государственной собственности в частные руки. В России была осуществлена программа приватизации, предложенная американцами, которую воплощал Анатолий Чубайс в качестве председателя Государственного комитета России по управлению государственным имуществом. «Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма — это разные задачи, с разной ценой. А мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого, дёшево, бесплатно, с приплатой — 20-й вопрос», — говорил Чубайс.
Заводы и предприятия, которые строились кровью и потом народа, продавались за копейки тем, кто к их построению не имел никакого отношения. С подачи американцев правительством наряду с приватизацией государственной собственности проводились мероприятия по ликвидации государственных предприятий, в том числе стратегического значения. Главной целью приватизации 1990-х в РФ для США было устранение своего геополитического противника.
Бывший председатель Комитета РФ по печати Борис Миронов писал: «Основной задачей приватизации являлась ликвидация всего лучшего и самого перспективного, крепящего Россию, преумножающего её мощь. Вот почему сразу же под нож приватизации пошли стратегически важные для страны, ключевые для оборонной промышленности заводы».
Так, в интересах одной американской фирмы были распроданы сразу 15 крупнейших предприятий оборонного комплекса. В результате в России были разрушены целые отрасли. Мы остались без своих самолётов, телефонов, без собственной системы связи и многого другого.
В 1970-х годах Советский Союз производил столько самолётов и вертолётов, сколько производили все вместе взятые остальные самолётостроительные фирмы мира. После «лихих 1990-х» Россия пересела на иностранные «Эйрбас» и «Боинг».
В России частный сектор появлялся в силу политической «целесообразности», а не в силу экономической необходимости. Приватизация оказала пролонгированное деструктивное воздействие на последующее развитие экономики, социальный климат и расслоение общества с одновременным формированием менталитета быстрого обогащения, а не долгосрочных стратегий развития страны.
Чтобы прикрыть основные цели приватизации, так называемые идеологи и архитекторы российских реформ выдвинули тезис, что в России должны добываться и продаваться за границу нефть, газ, лес и другие природные ресурсы. Поэтому тысячи предприятий были ликвидированы. Государственные отраслевые институты, целые отрасли были уничтожены, так как они стали не нужны потому, что «всё купим за границей».
Одновременно для подкрепления политической «целесообразности» был выдвинут второй тезис: государственная собственность везде хуже частного сектора. Экономическая эффективность государственных предприятий якобы всегда ниже, чем у частных. Поэтому государственные предприятия необходимо частью ликвидировать, а остальные приватизировать, что продолжалось и после 1990-х.
Управление федеральным имуществом сегодня осуществляется с помощью государственных программ и подпрограмм РФ. Распоряжением правительства России от 16 февраля 2013 года (№191-р) была утверждена государственная программа РФ «Управление федеральным имуществом». 15 апреля 2014 года правительство своим постановлением утвердило новую госпрограмму с тем же наименованием. С 2014 по 2020 год в неё четырежды вносились изменения.
Главной целью государственной программы «Управление федеральным имуществом» названо «достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путём сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики». То есть программа нацелена на сокращение доли государства в экономике.
За период с 2013 по 2020 год количество предприятий и организаций с государственным участием сократилось до 31,1% (в 3,22 раза) в сравнении с 2012 годом. С 2012 года имущество государственной казны РФ сократилось до 20,3% в 2020 году, то есть уменьшилось в 4,93 раза. Аналогичная ситуация была и с акционерными обществами (АО) с государственным участием, количество которых в 2020 году было сокращено до 35,1% по отношению к 2012 году, или в 2,85 раза. Все сокращения, перечисленные выше, реализовывались в основном путём проведения приватизации.
По данным Росстата, на конец 2021 года в госсобственности находилось 2,68% предприятий и организаций, в частной собственности — 84,43%, общественных и религиозных организаций — 3,88%, в муниципальной — 5,31%, в иностранной собственности — 2,29%, в совместной российской и иностранной — 0,85%, прочие формы собственности — 0,59%.
Количество государственных акционерных обществ с каждым годом также уменьшается. На 1 января 2017 года было АО 1395 (в том числе 63 — «золотая акция»), а на 1 января 2023 года их стало 541: сокращение в 2,6 раза. За этот период времени количество ООО увеличилось в 2,4 раза: на 1 января 2017 года их было 21, а на 1 января 2023 года — 52. За 2022 год количество АО, акции (доли) которых находятся в федеральной собственности, сократилось на 20,2% в сравнении с 2021 годом, а количество ООО увеличилось на 33,3%.
Общее количество федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в 2018 году составляло 862, а на 1 января 2023 года — только 285, или уменьшилось за пять лет в 3 раза. Действующих ФГУП на 1 января 2023 года осталось только 134, а к 2018 году их стало меньше в 4 раза — 537. На 1 января 2023 года действующие предприятия составляли 47% из числа учтённых ФГУП. Остальные находятся в стадии ликвидации (6,3%), банкротства (35,4%) и в процессе реорганизации (10,2%).
В 2022 году из общего количества АО и ООО с государственным участием в 277 компаниях доля в уставном капитале, принадлежащая РФ, составляет 100%. В 38 компаниях она составляет более 50%, в 43 компаниях — от 25 до 50%. В 214 компаниях доля в уставном капитале — менее 25%. 21 компания — с «золотой акцией».
По сравнению с 2017 годом в 2022-м количество АО и ООО с долей Российской Федерации, составляющей 100%, уменьшилось на 268 обществ (в 1,97 раза); с долей РФ более 50% — на 28 обществ (1,74 раза); с долей РФ от 25 до 50% — на 86 обществ (в 3 раза); с долей от 25% и менее — на 399 обществ (2,86 раза); на 42 сократилось количество предприятий с «золотой акцией», или в 5 раз — с 63 до 21 ед.
Вопреки ежегодным сокращениям с 2013 по 2020 год федерального имущества, фактические выплаты в бюджет по основным доходам федерального бюджета имеют тенденцию к увеличению: в 2013 году в казну государства поступило 145,84 млрд руб., а в 2020 году — 454,52 млрд руб., то есть доходы увеличились в 3,12 раза. Доходы в виде прибыли, получаемые на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, в 2020 году составили 422,67 млрд руб. По сравнению с 2013 годом они увеличились в 3,14 раза.
Доходы от использования государственного имущества в 2023 году составят 1235,3 млрд рублей, в 2024 году — 1405,8, в 2025-м — 1241,5 и в 2026 году — 1245,1 млрд рублей и увеличатся в 2026 году по отношению к 2023-му на 0,8%.
Наибольшие доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, составят в 2023 году 618,9 млрд рублей и в 2026-м — 623,1 млрд рублей (увеличатся на 0,7%). Таким образом, поступления в федеральный бюджет доходов увеличиваются, несмотря на ежегодные сокращения федерального имущества в основном за счёт проведения приватизации.
В 2013 году фактические поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составили 41,7 млрд руб., в 2020 году — 12,8 млрд руб. и в 2022-м 7,8 млрд руб. Снижение абсолютных цифр поступлений от приватизации свидетельствует о качественных изменениях в самом составе государственного имущества.
Реализация госпрограмм выявила массу недостатков:
1. Отсутствие достоверной информации о количестве акционерных обществ и ФГУП, подконтрольных государству, и полноценной информации о результатах финансовой деятельности организаций с государственным участием. Сводная информация, представленная федеральными органами исполнительной власти, не соответствует данным официальной статистики.
2. Невозможно установить прямую взаимосвязь финансового обеспечения госпрограммы с результатами достижения большинства индикаторов, что говорит о низкой эффективности программы как инструмента бюджетного планирования. Нет чётких целей и критериев оценки эффективности деятельности государственных организаций.
3. Несовершенна система корпоративного управления организациями с государственным участием.
4. Формальный подход к формированию прогнозного плана приватизации, недостаточный уровень координации участников приватизационных процедур и информационного обеспечения не способствуют исполнению плана.
5. Низкое качество реализуемых активов, ненадлежащая предпродажная подготовка, в том числе осуществлённая без учёта инвестиционной привлекательности.
6. Отсутствие заинтересованности региональных и муниципальных властей в приватизации государственной и муниципальной собственности.
7. Создание неудовлетворительного финансового состояния ФГУП в результате изъятия объектов, составляющих основной имущественный комплекс.
Отсутствие достоверной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности АО с государственным участием способствует принятию необоснованных управленческих решений в области корпоративного управления. Счётная палата неоднократно отмечала неэффективное управление имуществом: отсутствие корректных данных о нём и непрозрачный процесс продажи имущества.
В условиях СВО и тотальных санкций, объявленных странами Запада, федеральная собственность приобретает особую значимость. Возрастает роль деятельности государства, направленной на импортозамещение, стабилизацию экономики и организацию разработки и ускоренного производства вооружений. Не все собственники предприятий готовы заниматься производством военной техники, тем более что часть из них живёт за границей. Только государственные предприятия и государственные корпорации обязаны выполнять государственные заказы. Практика показала, что в основном государственные корпорации создают и производят военную технику.
Когда стоит вопрос выживания России, всё должно работать на нужды государства, всё должно быть подчинено государственным, а не частным интересам владельцев больших промышленных предприятий. Однако олигархи в условиях СВО не спешат оказывать государству свою всестороннюю поддержку. Большинство из них предпочло «залечь на дно и не отсвечивать». Иные стали выезжать за границу и пытаться договориться с западной надзорной системой о сохранении своих капиталов за рубежом, но лишь у считанных единиц это в итоге вышло, и то далеко не сразу.
Не так давно зампред Совбеза Дмитрий Медведев зачитал директорам заводов ОПК телеграмму Иосифа Сталина от 17 сентября 1941 года: «Прошу вас честно и в срок выполнять заказы по поставке корпусов для танков на Челябинском тракторном заводе. Сейчас я прошу и надеюсь, что вы выполните долг перед Родиной. Через несколько дней, если вы окажетесь нарушителями своего долга перед Родиной, начну вас громить как преступников, пренебрегающих честью и интересами своей Родины».
Но такой управленческий сигнал был эффективен, когда основные средства производства были в государственной и коллективной собственности. А в условиях современного капиталистического хозяйства, когда критерием успешности выступает прибыль, производство будет заинтересовано в продаже государству военной техники по максимальной цене при минимальных затратах и, соответственно, потере качества. Попытка со стороны государства снизить цену и напрямую простимулировать производство реальной продукции будет успешной только при условии возврата к государственной (общественной) собственности.
Власти могут лишь советовать собственнику предприятия, а не приказывать производить ту или иную продукцию. Поэтому важные стратегические предприятия должны быть государственными. В текущих условиях необходимо не продолжать приватизацию государственной собственности, а наоборот, национализировать основные стратегические предприятия, которые могут выпускать военную продукцию. Наряду с этим необходимо проводить национализацию стратегических предприятий, которые производят и ресурсную продукцию для страны. Необходимо национализировать и активы иностранных компаний, которые покинули Россию. Пока этого не произойдёт, пока будут пытаться представить Сталина отдельно, а социализм отдельно, чтение его писем останется лишь риторикой.
В зарубежной практике есть много примеров эффективного управления государственными предприятиями. По словам директора Института анализа предприятий и рынков Андрея Яковлева, «дело не в частной или государственной собственности». Есть и вполне эффективные госкорпорации, например в Норвегии, Чили, Малайзии. Вопрос в качестве государства — может ли оно эффективно распоряжаться своей собственностью и регулировать частные рынки, может ли отделить добросовестных чиновников от коррумпированных, объясняет он. Без решения проблемы конфликта интересов приватизация и сокращение присутствия государства не помогут.
По мнению известного экономиста Михаила Хазина, «с точки зрения управления существует легенда, что частные предприятия работают более эффективно, чем государственные. Это враньё. Если у вас есть система контроля, то государственные предприятия работают совершенно одинаково. С точки зрения менеджмента, какая разница, кто акционер».
Опыт проведения национализации частной собственности используется и в России. Так, национализация проводится в Крыму, когда частные предприятия, принадлежавшие украинским олигархам Ринату Ахметову, Игорю Коломойскому, а также ряд украинских банков и заводов переводятся в государственную собственность.
Однако в России темпы приватизации государственной собственности не удовлетворяют отдельных чиновников правительства и олигархов. «У государства есть достаточное количество активов, которые используются неэффективно, и их передача бизнесу будет способствовать ускорению роста экономики и увеличению возможностей для инвестиций», — заявил министр экономического развития Максим Решетников.
В то же время в 2022 году эффективных акционерных обществ, получивших чистую прибыль по итогам финансового года, было только 60% от общего количества АО, где более 50% голосующих акций принадлежат РФ. Если 60% государственных АО эффективны, то почему остальные 40% неэффективны? Значит, Росимуществу надо совершенствовать методы управления федеральным имуществом, направленные на эффективное её использование. По результатам проверки Счётной палатой Росимущества было установлено, что оно недостаточно эффективно исполняет полномочия собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий.
Государственная собственность может и должна быть эффективной. Для этого необходимо изменить механизмы управления, в том числе определение целевых функций каждого актива, дорожных карт развития, обеспечения долгосрочного устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления государственными компаниями, создание цифрового профиля федерального имущества. Необходимо внедрить контроль эффективности использования федерального имущества, повысить качество корпоративного управления в государственных компаниях и самое главное — ввести персональную ответственность за результат работы. На ПМЭФ президент РФ Владимир Путин сказал, что государство может быть эффективным собственником и во многих отраслях это демонстрирует.
Социально-экономическая управленческая модель нового мирохозяйственного уклада, созданная в Китае, сочетает в себе социалистическую идеологию, рыночные инструменты регулирования экономики, государственный контроль за рыночными механизмами и управление ими в целях повышения народного благосостояния. Эта управленческая система прекрасно работает. Во время визита Си Цзиньпина в Москву президент России Владимир Путин вынужден был признать: в Китае создана весьма эффективная система экономики и укрепления государства, причём она заметно более эффективная, чем во многих других странах. «Мы даже немножко вам завидуем», — сказал президент России.
Глава Сбера Герман Греф заявляет, что надо продолжать приватизацию: «Проблемы можно решать с помощью продажи каких-то кусков государственной собственности». Греф полагает, что национализация — это всегда плохой выход, это шаг назад. То есть надо не национализировать, а приватизировать государственную собственность, и это необходимо в случае, если нужно добиться экономического роста. Глава ВТБ Андрей Костин тоже поддерживает приватизацию государственных активов. Он же называл и компании, в которых, по его мнению, можно было бы приватизировать государственные доли: Транснефть, РЖД, Почта России, Ростелеком, Ростех, Росатом и другие. Но зачем это делать, если от этих компаний государство получает дивиденды и прямые доходы в федеральный бюджет?
Министерство финансов внесло в правительство предложение сократить доли участия государства в крупных компаниях, не теряя контрольного пакета. В этом перечне порядка 30 крупных компаний. Однако совсем недавно министр финансов Антон Силуанов заявил: «Поступление дополнительных доходов и средств от приватизации у нас в этом году в бюджете — чуть больше 1 млрд. Мы считаем, что цифра должна быть скорректирована — не менее 100 млрд рублей мы ставим задачу сформировать». Если в 2023 году план приватизации был перевыполнен в 16 раз, то в 2024 году его намечают перевыполнить ровно в 100 раз. Росимущество уже продало ООО «Бизнес-альянс» на аукционе 100% акций Росспиртпрома, который является ведущим производителем в отрасли, имеет две сервисные компании и восемь спиртовых заводов, занимая долю рынка до 42,5%.
А недавно председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на Петербургском международном юридическом форуме сказал: «Мы говорим, по сути, об экономической безопасности в условиях войны… А дальше — следующая ступень — давайте пойдём по пути национализации основных отраслей нашей экономики. В современных условиях, когда нужно, во-первых, как-то обеспечить устойчивый рост экономики; во-вторых, обеспечить импортозамещение, конечно, нужно что-то для этого делать».
Обстановка вынуждает власть действовать. В мае 2023 года президент подписал указ о мерах за срыв предприятиями гособоронзаказа, согласно которому над предприятиями-виновниками будет вводиться внешнее управление. На ПМЭФ Генеральный прокурор России Игорь Краснов рассказал, что «с 2022 года по искам прокуроров государству в целом возвращено свыше 100 предприятий, активы которых оцениваются в 1,3 трлн рублей». Из них государству возвращено с начала прошлого года 20 предприятий, которые имеют стратегическое значение и ранее незаконно выбыли из владения РФ в пользу иностранных резидентов и использовались ими в ущерб интересам нашей страны. Резиденты иностранных государств осуществляли политику по уничтожению оборонных предприятий и наносили ущерб России. Модернизация производства на таких предприятиях не проходила, как и развитие одноимённой отрасли. А то, что удавалось зарабатывать, было вывезено за пределы нашей страны.
Но позиция власти остаётся двойственной. На съезде РСПП президент, чтобы успокоить олигархов, сказал: «Речь идёт не о пересмотре приватизации, а о случаях, когда действия или бездействие собственников предприятий, имущественных комплексов наносят прямой ущерб безопасности страны и национальным интересам».
КПРФ всегда настаивала на национализации стратегических отраслей экономики. Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции Компартии в Государственной думе Г.А. Зюганов, выступая с трибуны нижней палаты парламента, сказал: «Я не помню ни одного другого примера в истории, чтобы в ходе войны, которую вам объявили, те, кто представляет деловой мир, сидели и обсуждали, как пустить с молотка последние производства, ещё существующие в стране. Промышленность давно продана, земля растащена, 40 миллионов гектаров пашни брошены. В результате в казне не остаётся средств для того, чтобы обеспечить национальную безопасность. Но вместо программы возрождения национальной экономики и достижения её подлинного суверенитета нам пытаются навязать новую «большую» приватизацию. В таких условиях распродавать последнее, что может нас защитить, позволить сконцентрировать ресурсы и обеспечить победу, — это просто возмутительно! Давно пора принять предложенные нами законы о национализации, стратегическом планировании, поддержке ключевых отраслей».
В России необходимо восстанавливать целые отрасли и производственные комплексы. Но частный бизнес так и не стал двигателем развития экономики нашей страны. Олигархи, имея на своих счетах 28 триллионов «свободных» рублей, не хотят строить современные фабрики и заводы в области машиностроения, приборостроения, авиастроения, электроники, любого другого производства, которое сегодня так важно для выживания России. Частник не будет развивать долгосрочные проекты, потому что они могут принести прибыль только спустя многие годы. А могут и вообще быть убыточными, но стране это необходимо, потому что иначе никакого развития не будет.
Поэтому «новая приватизация» России не нужна. России нужны новые, современные заводы и эффективные государственные предприятия, эффективная собственность. Необходимо в кратчайшие сроки построить сотни новых предприятий, тем самым обеспечить ей технологический суверенитет.
Национализация основных отраслей экономики может стать основой развития страны в будущем. Без этого невозможно решить стоящие перед Россией масштабные задачи. Отказ от национализации равносилен намерению законсервировать унизительное положение России и народа. Национализация — это процесс восстановления исторической справедливости.