Я считаю советского писателя Николая Островского волевой личностью. Выстраданная им книга «Как закалялась сталь» — без всякого сомнения, талантливая книга. Иначе она никогда бы не завоевала такую огромную популярность не только в нашей стране, но и во всем мире.
Но в тоже время я являюсь противником фанатизма. Что я имею в виду?
Я совсем недавно перечитывал эту книгу, и оценил прочитанное совсем иначе, как это было в мои юношеские годы.
Давайте поглядим другими глазами на события, к примеру, вокруг строительства узкоколейки. Напомню, что по каким-то причинам (то ли халатность, то ли вредительство) в город не завезли топливо. А уже холод на дворе. И дрова подготовлены, но к ним надо подтянуть узкоколейку.
Т.Е. есть конкретная задача (построить узкоколейку) и ее надо выполнить в кратчайшие сроки. Для выполнения этой задачи собирают отряд комсомольцев, в этом отряде главный герой книги – Павел Корчагин.
А дальше в книге происходят какие-то ужасы. Комсомольцы, одетые не по погоде, в рваной обуви, полуголодные, работают по 12 часов, ночью спят на голом бетонном полу. Разумный человек понимает, что достаточно одну ночь провести на голом холодном бетонном полу и один день походить в рваных сапогах по холодной грязи и мокрому снегу, чтобы потом всю оставшуюся жизнь мучиться ревматизмом.
Вот я бы на месте этих комсомольцев сразу развернулся и уехал. Это что за организация такая? Зачем молодых ребят подвергать таким нечеловеческим мучениям? Что трудно было провести предварительную работу: прежде, чем отправить комсомольский отряд на работу? Соорудить деревянные нары в казарме – на это потребуется всего несколько часов. Если нет досок – тогда разберите на доски какое-нибудь здание в городе. Если комсомольцы разуты и раздеты – тогда снимите одежду и обувь с горожан. В конце концов для них же и будут доставлены дрова. Таким же образом можно изъять продовольствие, чтобы подкормить комсомольцев. Никто не спорит, что экстремальная ситуация требует экстремальных решений. Но зачем своей грудью «закрывать амбразуру», если есть возможность накрыть ее чем-то другим?
В этой связи вспоминается анекдот. Поженились комсомольцы и рассуждают после первой брачной ночи. Мы, комсомольцы, мы должны стойко переносить трудности. С завтрашнего дня будем заниматься с тобой любовью только стоя и в гамаке. Полнейший абсурд!
Вот я категорически против пропаганды такого поведения, которое я называю фанатизм.
Вот то, что Павел Корчагин (как и сам писатель), став инвалидом (он был слепой и почти неподвижный), становится писателем – это безусловно, подвиг, которым надо восхищаться. Но принесение себя в жертву (как это было при строительстве узкоколейки), когда эту жертву можно (и нужно было) избежать, вот это я категорически не принимаю.
Я уже писал об этом раньше, что мой главный литературный герой – это Робинзон Крузо. Это человек со средними способностями, но он волевой и практически мыслящий. Робинзон Крузо – не супермен и не фанатик. Как раз этим-то мне Робинзон Крузо и импонирует. Он такой же, как и я: с такими же мыслями, желаниями и страхами. Но он сумел одолеть свою лень, а когда этого требует обстановка — он способен на мужественный поступок. Но без нужды Робинзон Крузо никогда не станет рисковать. Он мне абсолютно понятен. Поэтому он мне и близок.
А что касается Павки Корчагина – это жизнь на пределе, на разрыв. В экстремальной ситуации он, не раздумывая принесет себя в жертву. Но в мирной жизни я не пожелаю в вашем окружении такого человека. Мне такие типажи в жизни встречались. Как правило, они одержимы работой: и днем, и ночью готовы работать. Пока не свалятся от болезни. Не повезло тому, у кого такой же одержимый начальник: завалит вас работой! Еще раз повторюсь, что я такой фанатизм не приемлю!
В самом начале этой книги есть еще один эпизод, который демонстрирует позицию автора, и эта авторская позиция меня крайне возмутила. Павка Корчагин в детстве, когда учился в школе, подсыпал учителю по закону божьему махорку в пасхальное тесто. Павку разоблачают и выгоняют из школы. Автор книги с восторгом пишет о поступке мальчика и осуждает администрацию учебного заведения за то, что выгнали ребенка из школы. А я полностью разделяю позицию администрации школы. Мало того, я бы еще дополнительно высек розгами этого шкодника, чтобы в другой раз ему было не повадно безобразничать. Веришь ты в бога или не веришь – это твое личное дело. Но ты пришел в школу учиться – тогда проявляй уважение ко всем учителям. Такая моя позиция.
Поэтому я не рекомендую современной молодежи читать книгу «Как закалялась сталь». Лучше прочтите книгу «Робинзон Крузо»!