В страшные дни войны случались удивительные события, которые — есть прекрасный пример того, что человек может адаптироваться под любую ситуацию и выживать несмотря ни на что. В этом плане очень показательна история американца Джозефа Байерли, за годы войны трижды сбежавшего из нацистского плена и успевшего повоевать в рядах двух армий: американской и русской.
Англо-американские войска высадились в Нормандии 6 июня 1944 года. Когда открылся второй фронт, Джозеф Байерли, 20 лет от роду служил в десантном подразделении армии США. В тот день на берег Нормандии десантировались 24 тысячи парашютистов. Они были замечены неприятелем, который открыл плотный огонь из ПВО. Джозеф упал на церковную крышу в населенном пункте, полностью подконтрольном немцам.
Джозефа заметили, когда он полз к своим частям, продираясь сквозь кусты в лесу на 3-й день после высадки. Группа немцев, услышав шорохи, нашла парашютиста, и Джозеф отправился под конвоем солдат отбывать наказание в концлагере. Разумеется, американец не стремился туда попасть и поэтому постоянно обдумывал планы побега.
Высадка в Нормандии. Фото в свободном доступе.
Первый побег
Все пленные с Западного фронта шли на восток по мере освобождения Франции от нацистов. Байерли удалось совершить побег, когда конвой попал под обстрел армии США. Тогда погибли не только конвоиры, но и некоторые пленники. Джозефу повезло – он убежал.
Но на следующий день беглец, в поисках пропитания, снова угодил в плен. Пленников смогли отогнать в сторону Польши. Но Джозеф снова сбежал с помощью немецкого офицера, подкупленного за 40 пачек сигарет. Сам Байерли, по воспоминаниям сына, не курил, но играл в кости за сигареты… и часто выигрывал.
Джозеф Байерли. 1944 г. Фото в свободном доступе.
Перепутали поезд и поехали в Берлин!
Джозеф Байерли в этот раз ушел не один. Перерезав проволоку в ограде лагеря, убежали еще несколько человек. Все шло хорошо: группа добралась до железной дороги. Однако тут удача изменила: беглецы сели не на тот поезд. Им нужно было ехать в Варшаву, но они попали в Берлин, прямо в лапы гестаповцам.
Джозефа арестовали и относились особенно жестоко, особенно, когда узнали, что его предки приехали в США, как эмигранты из Баварии. Значит, предали родину. Но Байерли не сломали, ему удалось выжить в этом кошмаре. Хотя, спас парашютиста не его героизм, а внутренние конфликты в руководстве Германии: Вермахт выдвинул требование, чтобы гестапо возвратил военнопленных в тот лагерь, из которого те сбежали, так как было ясно, что война уже почти проиграна, и придется отвечать за пленников.
Американцы в немецком плену. Фото в свободном доступе.
Встреча с русскими
Байерли не хотел ждать окончания войны и в январе 1945 года снова сбежал. Он забрался в мусорную повозку, которая вывозила отходы из лагеря. Когда гестаповцы спохватились, американец был уже далеко.
В это время в тех местах проходили русские части, с наступательными боями освобождая Польшу. Недалеко от Одера американец услышал звуки артиллерии и пошел в ту сторону, уже не надеясь на чудо. Он более недели голодал, и вышел к солдатам, в надежде лишь на то, что его не пристрелят прямо тут. Джозеф попал к танковой бригаде под командованием женщины-офицера, Александры Самусенко.
Офицер-танкист А. Самусенко. Фото в свободном доступе.
Служба в Красной Армии
Русские были удивлены тем, что вышедший из леса оборванный человек называет себя американцем и обращается к солдатам: «Товарищи!» Нашелся переводчик, и Джозеф убедил танкистов, что хочет поехать с ними прямо до Берлина. Его знания очень пригодились: в бригаде имелись американские танки «Шерман», поставленные по ленд-лизу, и Джозеф помогал в инструктаже и управлении машинами.
Джозефа зачислили в группу пехоты, которая ездила на задней части танка и выдали автомат ППШ-41. Американец вспоминал, что это оружие было лучше «Томпсонов», которые постоянно заедали. С русскими Джозеф провел около месяца. Бригада освободила лагерь военнопленных, из которого сбежал американец. Там нашлась его карточка, единственная бумага, подтверждавшая личность.
🔵 Зачем советские снайперы всегда воевали в паре?
Дж. Байерли и Билл Клинтон. Фото в свободном доступе.
Ранение и знакомство с Жуковым
Джозеф получил тяжелые травмы при бомбежке, и ему пришлось остаться на лечение в госпитале, а батальон пошел на Берлин. В госпитале к Байерли приехал маршал Жуков, заинтересованный успехами храброго американца. С помощью маршала Джозефу сделали документы и отправили в Москву. Там Байерли сказали, что его считают погибшим еще во время высадки в Нормандии. Поэтому парашютист провел пару недель под арестом в американском посольстве, пока выясняли, не шпион ли он.
Джозеф благополучно вернулся в США: женился, работал на ферме. Дети узнали о его военных приключениях лишь спустя много лет. Но парашютист всегда хорошо отзывался о России, раз пять летал в гости в Москву, иногда пил с друзьями водку и восторженно рассказывал о танках из Америки, которыми лихо управляла русская женщина Александра.