Добрым словом вспоминаем советского литератора Ахмета Бокова

Ингушская литература относится к числу молодых, ставших развиваться лишь в начале двадцатых годов прошлого столетия, после Октябрьской революции. За столетний же период своего становления и развития она добилась определённых успехов и смогла закрепиться в единой многонациональной семье советских национальных литератур. И процесс этот, разумеется, напрямую был связан с рядом ингушских авторов, сумевших перешагнуть сугубо национальные рамки и выдвинуться на просторы РСФСР и всего Советского Союза. Одним из таких, получивших всесоюзную известность, прославивших свой народ, оказавшимся подлинным народным летописцем, станет и прозаик, драматург Ахмет Боков, крупнейший ингушский советский писатель второй половины XX века, народный писатель Чечено-Ингушской АССР, столетний юбилей со дня рождения которого приходится на 20 августа текущего года.

Ахмет Боков, бесспорно, войдёт в историю как ингушской, так и всей советской многонациональной литературы как творец самобытный, яркий, обладавший даром создавать не только большие эпические полотна, но и прозу малых форм, отличавшуюся простотой и живописностью, ясностью тем и определённостью авторской позиции, злободневностью и свежим, непредвзятым взглядом на современную действительность. При этом писатель умел создавать картины выразительные, значительные, наполненные глубинным содержанием и заметными, запоминающимися образами, являвшимися, однако, типичными представителями ингушского народа, своей родной земли и описываемого времени, игравшего, между прочим, в произведениях Бокова немаловажную роль.

  Уникальный и неповторимый национальный мир ингушского народа Боков преподносил правдиво, с определённым размахом, но и без излишнего пафоса, приукрашиваний и чрезмерного любования. Объективное отображение народной жизни для писателя являлось той неизменной константой, вокруг которой начинало пульсировать писательское воображение. Но и оно у Бокова, писавшего даже сатирические произведения, не выходило за рамки того национального мироощущения, которым жил, творил и надеялся он сам, ингушский талантливый художник, писатель-патриот и интернационалист. Потому-то вполне справедливо и отметит известный чеченский литературовед Хасан Туркаев, что «с самого начала своего творческого пути писатель вдумчиво анализирует историческое прошлое народа, выявляя нерасторжимую взаимосвязь между историей и современностью, прослеживая закономерности становления новой личности горца — патриота и интернационалиста».

Создание широких исторических, в какой-то степени обобщающих полотен, дело, конечно, непростое. И не каждому, обладающему даже несомненным художническим даром литератору, оно по плечу. Тут, помимо таланта, следует обладать определённым багажом знаний, причём таковые необходимо уметь систематизировать, вычленив в них самое главное. А главное для национального художника, описывающего исторические события из жизни своего народа, думается, даже не их последовательная хронология, а показ душевного состояния, дум, чаяний, переживаний народа в конкретном времени и условиях, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

Боков пульс времени не только прекрасно распознавал, но и чувствовал, будто бы находясь вместе со своими героями в периоды революций 1905 и 1917 годов, Первой мировой и Гражданской войн, коллективизации, Великой Отечественной войны, мирных десятилетий социалистического строительства. И свою задачу Ахмет Хамиевич видел в том, чтобы художественными средствами создать и портрет времени, и национальную картину мира ингушского народа со всеми её составляющими, при этом особое внимание неизменно уделяя исследованиям психологии народа в историческом и социальном контексте.

Писатель в своих романах и повестях объективно и ярко отображал героическую историю родного края. И преподносил он её через обращение и разработку тем о революционных преобразованиях и социалистическом строительстве, о чести и достоинстве, долге и нравственности, любви и верности. Что, собственно, диктовалось и самой внутренней культурой Бокова, человека грамотного, интеллигентного, хорошо образованного и к тому же с молодых лет тяготевшего к культуре и искусству.

Испытав свои силы в киноактёрской школе, поработав режиссёром в народном театре и на студии телевидения, не став, правда, ни режиссёром, ни актёром, писать Боков начнёт достаточно поздно. Первый его рассказ опубликуют лишь в 1957 году, когда начинающему писателю было уже за тридцать. Но непреодолимая тяга к писательству окажется сильнее всех других помыслов и задумок. Со временем же, начав с малых форм, Ахмет Хамиевич превратится не просто в ведущего писателя Чечено-Ингушской АССР, но и станет подлинным выразителем дум своего народа, летописцем его истории и современности, художником слова, книгам которого были присущи основательность, глубина разработки тем, последовательное обращение к народным истокам и стремление создавать выразительные и запоминающиеся образы. И создавал он эти образы в большинстве случаев на фоне переломных и судьбоносных моментов жизни, пришедшейся на конец XIX и весь бурный XX век. Боков, уроженец селения Сагопши Малгобекского района, стал участником народного сопротивления в годы Великой Отечественной войны, а затем писателем, радетелем и подвижником ингушского народа, прошедшим вместе с ним по извилистым и ухабистым дорогам, но не растерявшим при сём веры в человека и человечность, в идеалы добра, справедливости, равенства и межнациональной дружбы.

Книги Бокова, его лучшие романы и повести «Сыновья Беки», «Багровые зори», «Юрский горизонт», «Узкие ворота», «Судьба», «Буран», «Трудный путь», «Райхант», «Старый дом», «Звезда среди звёзд» критики и литературоведы справедливо называли летописью эпохи. Хотя, скорее, их следовало бы считать летописью эпох, так как событийная основа развивалась в них, если оперировать точными хронологическими данными, на протяжении более чем целого столетия.

Психологизм и трагизм, горькие эпизоды и выдающиеся завоевания прошлого столетия Боков рисовал вдумчиво, многопланово, основательно, без излишней помпезности и приукрашиваний. Выразительность же сюжетных линий в произведениях писателя подкреплялась убедительно выписанными персонажами, действовавшими на страницах его книг решительно и уверенно, достоверно и последовательно. Причём такие характеристики относятся не только к героям положительным. Отрицательных персонажей Боков представлял не менее выпукло и реалистично, тем самым подчёркивая контрастность между ними и образами положительными, выступавшими в его книгах с разных позиций, составлявших, однако, единое целое. И это единство противоположностей говорит лишь о некоей духовной близости и сопричастности писателя ко всему тому, о чём и о ком он писал. А писал он о родном крае, о Малгобекском районе, расположенном на Терском хребте, об ингушском народе, о непростой доле братьев-ингушей, о мужестве и бесстрашии лучших сынов народа, противостоявших всем жизненным вызовам и невзгодам.

Слитность писателя со своими героями говорит прежде всего о его мастерстве и народности. У Бокова же народность была столь естественна, что и у читателей, и у профессиональных критиков не вызывала и толики сомнений. «Прослеживая судьбы своих героев на большом пространственно-временном отрезке, — анализируя творчество Бокова, отмечала доктор филологических наук Ханифа Мартазанова, — писатель показывает, что социальная среда и условия жизни создают личности мыслящие, способные отстаивать свои нравственные ориентиры, определить своё место в обществе. Нельзя не отметить, что в изображении некоторых фактов и явлений быта ингушей А. Боков отходит от правды жизни, опережая их естественное развитие, но это связано с авторской идеей, с его субъективным взглядом. В них присутствует дух времени, передана правда характеров, выражено общее настроение ингушского общества середины 50-х годов XX века». К сему добавлю, что Боков, будучи всё же певцом советского времени, выразит не только настроения пятидесятых, но и более поздних десятилетий, как, впрочем, и довоенных лет.

Постижение народной жизни, внедрение в её живую ткань Боков подкреплял не только народностью, но и психологизмом, оригинальными формами изложения творений, обращением к фольклору, к национальной лексике и фразеологии, что заметно даже в переводах его книг на русский язык, в общем-то вполне добротных и качественных. С другой стороны, характеристика языка писателя для нас не является первостепенной. Судить о творчестве Бокова мы можем по тематике, актуальности, художественным достоинствам и недостаткам его произведений, о которых и следует продолжить разговор.

Широкая эпическая картина революционной борьбы в Чечено-Ингушетии была представлена в романе Бокова «Сыновья Беки», наиболее значительном произведении писателя, первая книга которого увидит свет в 1967 году, а вторая — в 1971-м. И особо выделялись в ней живые и полнокровные образы простых горцев, крестьян-бедняков, отличавшихся мужеством, решимостью, настойчивостью. Запомнятся они и своей жизнеутверждающей правдой, суровой, но нацеленной на борьбу за светлое будущее.

Роман «Сыновья Беки» описывает события, происходившие в родных писателю краях. В центре повествования семья простого труженика Беки, ставшего жертвой социальной несправедливости. В результате семья его, состоявшая из жены Кайпы и трёх сыновей, остаётся один на один с вызовами судьбы. И Боков здесь изображает историю народа через призму истории одной семьи, жившей в период трудного процесса становления нового общества, формирования нового мышления и построения новых порядков.

Немаловажно отметить и то, что в романе Боков показывал не только ингушей, но и русских, а также представителей других народностей Кавказа. То есть перед читателями разворачивалась многонациональная палитра. И у каждого её участника были свой характер, свои мысли, чувства, переживания. Были они и у сельских жителей, простых ингушей, бескорыстных, прямых, бесхитростных, живущих тяжело, бедно, без особых ожиданий лучшей и справедливой доли.

Бедняки в романе «Сыновья Беки» похожи в своих жизненных устремлениях. Они умеют сопереживать, дружить, доверять один другому и поддерживать друг друга. И Боков им симпатизирует.

Также чётко и определённо изобразит писатель в своём романе и отрицательные персонажи. Это помещик Угрюмов, сельские богачи Саад и Мазай, старшина Ази, лавочник Соси, пристав Сахаров, состоятельный казак Фрол. Наиболее же колоритной среди них фигурой являлся Саад, типичный кулак, выделявшийся из среды своих соплеменников, разбогатевший на аренде помещичьей земли. На кабальных условиях сдаёт он её односельчанам и действует как типичный мироед, не ведающий ни жалости, ни пощады к беднякам. Много кровавых преступлений на его совести. И бедняка Беки без всякой причины убил тоже он, так как крепко уверовал в свою безнаказанность. «Богатство, оно и в небо дорогу отыщет», — говорили в народе. Саад же хорошо усвоил и эту истину, и мирские приспособленческие приёмы. Свёз старшине жирного барана, дал взятку приставу — и ходи себе снова вольно по земле, делай свои грязные и подлые делишки, обманывай бедняков, точи острый кинжал на соседа! Твори зло, остановить-то тебя, увы, некому.

После гибели Беки несчастье за несчастьем станет преследовать его обездоленную семью: они лишатся единственного коня, а затем ко всему прочему обрушится и старый дом. Тут уж впору говорить о том, что Боков заведомо решил сгустить краски и собрать все несчастья мира, дабы обрушить их на одну эту семью. Но в житейской данной истории писатель и отобразит все вековые народные беды и страдания, с годами выковавшие противоборствующую силу. Ту самую исконно народную силу, представленную в романе на примере положительных героев, среди которых сыновья Беки, их родственник Дауд, горцы Исмаил, Гойберда, Алайга, мудрый старик Довта, дагестанец Касум, станичник Фёдор.

Бесправные, замордованные местными богатеями, запуганные религиозными догматами, бедняки не сразу разгибают спины и поднимают головы. Сознание их будят революционные события в России, и по мере приближения этих судьбоносных событий к горам Кавказа, начинают меняться и они — простые горцы, грезящие о справедливой жизни. И судьба сыновей Беки — старшего Хасана и младшего Хусена — становится наглядным примером пути в революцию, который, по существу, и составляет сюжет романа.

Хасану было всего тринадцать лет, когда Саад убьёт при нём отца. И это преступление, естественно, требовало отмщения. Но сыновья Беки не становятся кровниками. Рано познают они и другую несправедливость, пройдут через унижения, но останутся несломленными, решительными и энергичными. Глухой, пассивный протест, зревший в них сначала, становится постепенно всё более осознанным.

Отметим и то, что роман «Сыновья Беки» был основательно проникнут идеей интернационализма. Посему Боков и объединяет жителей ингушских аулов и казачьих станиц — трудовых ингушей и казаков, преодолевших национальную рознь и объединившихся в общей революционной борьбе, как братья. Впечатляющим эпизодом в связи с этим во второй книге романа станет и горско-казачий съезд, состоявшийся в Моздоке. Он соберётся, чтобы установить мир и согласие между людьми, будь то ингуш, казак, чеченец или осетин. Но дабы это могло произойти, следовало совершить Октябрьскую революцию и вместе с ней величайший переворот в сознании трудящихся-горцев, решившихся кардинально изменить свой многовековой жизненный уклад.

…Наступит ясное, тихое утро, и в горах Кавказа оно осветится восходящим солнцем свободы и равноправия. «Будем теперь строить новую жизнь, — произносит Хусен, единственный из оставшихся в живых сыновей Беки. — Мирную и светлую. Такую, о которой мечтали и мы, и все те, кто не дожил до этих счастливых дней!»

На этой жизнеутверждающей ноте Боков и завершит свою эпопею. Но не останется она и без продолжения, как не кончается и сама жизнь. Ещё в пору работы над самым значительным своим произведением Ахмет Хамиевич задумает роман «Багровые зори», должный выступить своеобразным логическим продолжением повествования о революции и Гражданской войне.

Роман «Багровые зори», работа над которым продлится с 1971 по 1987 год, писатель посвятит непростому времени первых лет коллективизации, теме революционных преобразований в горском селе, переменам в сознании крестьян, Великой Отечественной войне. И действие в дилогии будет происходить в Малгобекском районе, в родном селении Бокова — Сагопшах.

Член-корреспондент АН СССР Георгий Ломидзе в статье «Зрелость молодости», опубликованной 29 ноября 1977 года в «Правде», писал: «Недавнее историческое прошлое своего народа изображает и ингушский писатель А. Боков в романе «Багровые зори». Социалистическая революция уже одержала победу. Наступило время коренной ломки устоявшегося хозяйственного уклада. Начинается бурная и памятная эпоха коллективизации. Разгорается ожесточенная битва между людьми, тянувшими свой народ назад, и теми, кто, засучив рукава, собирается строить новый мир, новые человеческие взаимоотношения. Враги, притаившись, ведут «тихую» борьбу против Советской власти, стремясь изнутри подорвать идею колхозного строительства. Но старое, яростно сопротивляющееся напору социалистической действительности, всё же вынуждено отступить, терпит крушение в открытом бою. Выросла молодая поросль — новые герои — воплощение чести и совести ингушской нации. Будущее за ними!»

Основной конфликт дилогии «Багровые зори» развернётся вокруг борьбы нового со старым и будет отождествлять утверждение идей коллективизма в условиях новой социалистической действительности. В сюжетных линиях этого повествования немало драматических коллизий, отражавших изменения в жизненном укладе, мироощущении крестьян, показывавших процесс преодоления ими частнособственнической психологии. Впоследствии же Боков раздвинет пространственно-временные границы романа «Багровые зори» и напишет вторую часть — «Свинцовый дождь», основной пафос которой — защита Родины. Во второй части дилогии он убедительно изобразит жизнь ингушского села в годы Великой Отечественной войны.

Боковым в «Багровых зорях» будут созданы яркие и запоминающиеся образы, действовавшие по принципу антитезы: на сопоставлении положительных героев с отрицательными. К первым принадлежат председатель колхоза Хамид, ни днём, ни ночью не знавший покоя и все свои силы отдававший колхозным делам; его единомышленники Умат-Гирей, в прошлом — красный партизан, а также представители молодого поколения — Мурад, Муса, Мовли, Курейш, ведомые большевиками и строящие иные, отличные от прежних социальные отношения на селе, в основе которых идеи социальной справедливости, равенства и братства. Тут же присутствуют замечательные женщины-труженицы Залихан, Дуги, Тоиты, Хади. А противостоят им полярные, злобствующие и опасные, умевшие скрывать свои истинные намерения Заурбек, Темирсултан, Жабраил.

Вновь вчитываясь сегодня в это крупное реалистичное, талантливо написанное и живо разворачивавшееся в сознании творение, нельзя не согласиться с мнением критика Дмитрия Брудного, подметившего очень важные черты «Багровых зорь»: «Сила А. Бокова как романиста состоит прежде всего в том, что в его произведениях диалектически верно определена роль народа. Это не безликая масса, покорно плывущая в общем потоке времени, дел и событий. Это грозная в своей решительности сила, взявшая в собственные руки свою судьбу. И если автор выделяет определённые личности, то не потому, что все остальные безлики. В том-то и дело, что писатель показывает, как действенна масса. В первую очередь тем, что она поддерживает, растит, совершенствует новые формы жизни. Без поддержки всего народа ничего не стоили бы усилия одиночек. В свою очередь они сильны своей нерасторжимой связью с народом, они часть его и воплощают в себе лучшие его черты. Примером тому может служить, в частности, короткая жизнь колхозного вожака коммуниста Хамида. Он дрался с бандитами в рядах красных полков за Тереком, на Волге, в калмыцких степях. А когда кончилась война, вернулся Хамид в родные горы, занялся мирным трудом, стал председателем колхоза. Не было уже войны, но она ощущалась ещё в родных горах. И Хамид всегда чувствовал себя бойцом. Сколько раз приходилось идти ему против открытого врага. Но как сразиться со скрытым? «Выходи, если ты мужчина!» — бросил он затаившемуся врагу, готовившему удар в спину. И в последний свой жизненный миг остался верен солдатскому долгу красного конника, различая, «как гулко и часто бьют копыта в землю».

Если провести аналогию, вспомнить Хасана, сына Беки, то, останься он жив, был бы на месте Хамида. Этих героев из разных книг скрепляет духовное братство, и погибли они как истинные джигиты — за правое дело».

Суровые испытания ожидали героев романа «Багровые зори» уже с самых первых его страниц. Успехи колхоза, созданного и возглавляемого убеждённым большевиком Хамидом, не давали покоя приверженцам старого строя. Надев на себя маску добропорядочных колхозников, они тем не менее остаются ярыми врагами народной власти. А Темирсултан умудряется даже стать заместителем Хамида. Воспользовавшись его болезнью, Темирсултан вместе с Заурбеком, сыном бывшего сельского богатея, белобандитом, вернувшимся из заключения и принятым в колхоз, начинают наносить сторонникам Советской власти удары в спину — и в прямом и в переносном смысле. По требованию заместителя председателя колхоза забивают, как якобы больных, колхозных лошадей. Несправедливо распределяется урожай. Когда же Хамид, оправившись от болезни, узнает о настоящих виновниках этих бед, Темирсултан убьёт его на ночной дороге…

После убийства председателя события начнут развиваться ещё более стремительно. Пользуясь несознательностью и робостью односельчан, а также поддержкой двурушника Жабраила, пробравшегося в органы власти, Темирсултан становится новым председателем и, сделав Заурбека своим помощником, ведёт колхоз к развалу.

Зло, творимое этими негодяями, перекидывается и на Мурада. По навету Темирсултана и с помощью приспособленца, бандитского пособника Жабраила, бывшего начальником районной милиции, Мурада обвиняют в убийстве Хамида и арестовывают. К сему добавляется и его личная трагедия: Заурбек, полный ненависти к сыну бывшего батрака своего отца, воспользовавшись болезнью Залихан, крадёт любимую Мурада и бесчестит её. Мурад, однако, найдёт в себе мужество пройти сквозь эти испытания и выйти из них победителем — как в борьбе за любовь, так и в борьбе за колхоз. Стойкость же его держалась на уверенности в том, что рано или поздно, но правда обязательно возьмёт верх. Тем более что на стороне этой правды находились его старшие друзья-коммунисты, возглавляемые старым большевиком, секретарём райкома Юсупом. Образ сей, следует сказать, Бокову также удастся создать запоминающимся. Он обрисует его с большой теплотой, краткими, но точными и сильными штрихами.

Прозаик убедительно покажет в романе и характеры женщин-горянок. И в первую очередь это относится к Залихан, особо ярко показанной в главах, представляющих её в состоянии влюблённости к Мураду и боящейся за своё счастье. Кстати, на сей счёт выскажется и переводчик первой книги дилогии, известный русский советский писатель Николай Шундик: «Часто впечатляют читателя те страницы, где горянка страдает, но как только дело доходит до бунта, до взлёта её духа в протесте, в борьбе — начинается декламация, уходит психологизм… начинается торжество заданности». Но, думается, это критическое суждение опытного писателя интересный и крайне значимый образ Залихан в целом никак не задевало и не ставило под сомнение. Девушка в повествовании сможет себя по-настоящему проявить и показать свои волю, характер, настойчивость.

Постижение людских судеб, борьба за справедливость, человеческое достоинство, рост идейной сознательности народа, схватка с ненавистным врагом, восстановление народного хозяйства после войны и новые достижения мирного строительства, которые повсеместно наблюдались и в родной республике, — все эти темы и направления, всегда интересовавшие писателя, предопределят в результате и его обращение к всеобъемлющей теме труда, созидательного труда в условиях социалистического общества.

Разработку этой близкой ему темы Боков начнёт с повести «Звезда среди звёзд», увидевшей свет в 1979 году, а продолжит романом «Юрский горизонт», написанным несколькими годами позже и удостоенным премии на Всесоюзном конкурсе ВЦСПС и Союза писателей СССР за лучшее произведение о современном советском рабочем классе и колхозном крестьянстве.

Действие романа «Юрский горизонт», как и предыдущих книг, происходит на земле вайнахов, в Алханчуртской долине, в коллективе тружеников-нефтяников, выступающих не за формальное выполнение производственного плана, а за эффективное достижение конечного результата своей работы. Соответственно, Боков представит перед читателем конфликт сугубо производственный, рождённый на отношении работников к труду, как нравственной категории.

Изображая труд нефтяников, писатель столкнёт в романе достаточно сильные, упрямые, несговорчивые и принципиальные характеры. Это и начальник управления Султан Керимович Темирханов, и молодой главный инженер Фролов, и мастер Осман Алиев, тоже человек молодой, с небольшим опытом работы, но стальной волей и удивительной интуицией. «Живу не по подсказке», скажет как-то о себе Осман. Это нежелание быть бездумным исполнителем чужих мыслей и задумок в конечном итоге и предопределит приобретённую мастером колючесть, служившую защитным средством в столкновениях с теми, кто не разделял его устремлённости.

«Хорош нутром, толк из такого будет», — скажет об Османе парторг, когда тот только начнёт свою производственную деятельность. «Хорош нутром», значит, порядочен, небезразличен к работе, болеет за дело, постоянно испытывает неудовлетворённость от достигнутого. В общем, живёт интересами дела, работает на совесть, стремится достигнуть наивысших результатов.

Таковыми по существу были и Темирханов с Фроловым, хотя последний, не так давно окончивший институт, поначалу оказывается в числе противников идеи сверхглубокого бурения. Но таковым он был не в силу консервативности и узости мышления, а в силу своей способности анализировать, всё внимательно взвешивать и принимать исключительно выверенные решения. Фролов не карьерист, лишён он и азартности, потому-то и признаёт свою неправоту, становясь защитником нового метода. «А если я никогда не был противником сверхглубокого бурения», — вскипит Фролов, тем самым показывая свою заинтересованность в разрешении этой сверхсложной задачи, вызвавшей противодействие и в объединении, многолетний начальник которого Муратов говорил о необходимости «обуздать пылкие мечты, стать более благоразумным».

Роман «Юрский горизонт», на страницах которого Боков обозначил целый ряд острых сугубо производственных, но и в то же время соприкасавшихся с сферой нравственности вопросов, не имел «благополучного» конца. Нефть с юрских горизонтов была ещё впереди, а атака за сверхглубокое бурение лишь начиналась… Писатель-коммунист же шёл не позади, а впереди судьбоносных событий, во многом их предвосхищая.

Когда роман был уже издан, писатель снова направился в Алханчуртскую долину, где его ждала радостная весть: скважина, пробурённая бригадой Исы Галаева, дала нефть. При этом отметим, что Иса Галаев — прототип Османа Алиева, одного из главных героев романа «Юрский горизонт», написанного после того, как Ахмет Хамиевич пожил на промысле, — нёс вместе с буровиками их тяжёлую вахту, вникал в подробности повседневного труда бригады, радовался и огорчался успехам и временным трудностям буровиков. Впрочем, роман этот посвящён не только труду нефтяников, он посвящён мужественным согражданам, готовым отчаянно трудиться и отдавать любимому делу жар своего сердца. А без него, был убеждён писатель, успеха ожидать не стоит. Причём не только в труде, но и в борьбе, и в любви, и в воспитании будущих поколений, и в жизни обыденной и повседневной, со всеми её торжествами, достижениями, горестями и потерями.

Ахмет Боков прожил большую жизнь и оставил потомкам внушительное литературное наследие. Глубокое, содержательное, оптимистичное, местами грустное, в чём-то противоречивое, но, без сомнения, гуманистическое, наполненное неугасимым светом добра, человечности, извечных стремлений к справедливости, торжеству правды и человеколюбия. И к какому бы произведению ингушского прозаика вы ни обратились, вам обязательно в нём встретятся сильные, мужественные, благородные вайнахи, соплеменники писателя, патриоты родного края и большой России, труженики и подвижники, верящие в то, что жить на земле следует честно и по совести.