И.Д. Шутов о коммунистической нравственности

Здравствуйте, уважаемая редакция «Правды»! Откликаясь на предложенную вами очень значимую тему «Что это ныне значит — учиться коммунизму?», высылаю свою статью. Кратко о себе. Я, Шутов Иван Дмитриевич, — автор восьми книг, а также большого количества статей о событиях, связанных с контрреволюцией 1991—1993 годов. Многие опубликованы в журнале «Политическое просвещение». После восстановления в 1993 году КПРФ я избирался последовательно секретарём по идеологии Октябрьского райкома КПРФ г. Рязани, затем Рязанского горкома КПРФ и Рязанского обкома КПРФ.

В поднятой «Правдой» теме я выделяю вопрос о коммунистической нравственности. Ныне стало уже обычным винить Ленина в том, что он якобы был против нравственности вообще. Вот то типичное, что читаю сегодня в статье профессора-антисоветчика о Владимире Ильиче:

Не против нравственности, а за совсем другую

«…Это был человек, абсолютно отрицающий мораль. Он прямо на третьем съезде комсомола, — есть его работа о задачах молодёжи, — прямо говорил, что ни в какую нравственность мы не верим, что всё это буржуазные выдумки, нравственно только то, что служит делу строительства социализма».

Но смотрите, если Ленин считает нравственным то, что служит победе социализма, то антикоммунисты-либералы могут не соглашаться с нравственностью социалистической (коммунистической), однако заявлять, что Ленин, стоящий за социалистическую (коммунистическую) нравственность, вообще отрицает нравственность как таковую, оснований нет! Вот и этот автор должен был бы не сочинять небылицы, а честно прочитать первоисточник — ту самую работу В.И. Ленина, на которую ссылается.

Давайте же обратимся именно к тексту ленинской речи на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920 года. Читаем:

«Я здесь остановлюсь прежде всего на вопросе о коммунистической морали». (Если Ленин говорит о коммунистической морали, то, следовательно, мораль как таковую он не отрицает. — И.Ш.).

«Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодёжи было воспитанием в ней коммунистической морали». (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 41, стр. 308 и 309).

Как видите, Ленин говорит о воспитании молодёжи в духе коммунистической морали, а не об отрицании морали как таковой. Зачем же говорить неправду, будто Ленин вообще отрицает мораль? Увы, ложь и капитал неразрывно взаимосвязаны. Не случайно поэтому нынешние владыки капитала, ненавидя социализм и восхваляя господство частной собственности, повторяют давнишнюю ложь буржуазии о коммунистах, то есть об их отношении к морали. Читаем у В.И. Ленина по этому вопросу:

«Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это — способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам». (Т. 41. стр. 309).

Вот откуда растут ноги у лжи, будто В.И. Ленин абсолютно отрицает мораль, — из давней и постоянной клеветы буржуазии о коммунистах.

А ведь В.И. Ленин разъясняет юношам и девушкам — членам Коммунистического Союза Молодёжи (читайте и вы, господа антикоммунисты!), в каком смысле и какую коммунисты отрицают мораль. Читаем Ленина:

«В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность?

В том смысле, в каком проповедовала её буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счёт, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы…

Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов.

Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». (Т. 41, стр. 309).

Что означают приведённые слова? Они свидетельствуют о неприятии В.И. Лениным как антинаучного, ложного утверждения о божественном происхождении морали и неприятии им буржуазного морализаторства, используемого с целью морального освящения права буржуазии эксплуатировать трудящихся и богатеть за их счёт.

Известно, что религия в пору монархий утверждала: Бог не только создал человека, но и определил мироустройство, установив и нравственные нормы. Монарх, царь, твердила церковь, есть наместник Бога. Царские порядки — от Бога. Не смей на это посягать, твоя судьба, твоя доля, как бы она ни была тяжела, предопределена Богом. Вот главный смысл морали эксплуататорских классов времён далёких да и нынешних. То есть горбись на эксплуататоров, терпи их жестокость, унижения и не смей даже в мыслях противиться этому.

Коммунисты исходят из научной, материалистической теории возникновения самого человека, государств и всего того, что связано с формированием и развитием материальной жизни, духовного мира человека, включая мораль.

Главный постулат буржуазного права и буржуазной морали сегодня состоит именно в постоянном повторении, что, мол, всему голова частная собственность, она-де источник свободы, прогресса. А решающий постулат коммунистической морали, основанный на анализе истории развития человечества, состоит в выводе, что именно частная собственность — источник материального и духовного порабощения людей труда. Она — источник людских бед, преступлений, войн, национальной розни, деморализации обществ, унижения трудящихся. Именно господство частной собственности служит базой формирования бесчеловечной, жестокой, волчьей морали. Эксплуатация человека человеком, обогащение одних за счёт труда других — это же аморально, не достойно человека. Покончить с таким унижением и гнётом можно только устранением частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства. Только в этом случае создаётся материальная база для подлинного, а не формального равенства людей, подлинной их свободы, для их всестороннего развития, физического и духовного.

Как выйти на достижение этой цели? Надо посмотреть, как прежде происходили смены исторических вех. Отдали где-то монархи, аристократия добровольно, по своей инициативе свою власть, привилегии, в том числе и в сфере духовной, в сфере культуры? Нет. Буржуазия в ходе массовой борьбы принудила их сделать это. Но сама-то буржуазия, исторически исчерпав себя, готова ли была расстаться со своим привилегированным положением, отдала ли добровольно власть рабочим и крестьянам, согласилась добровольно принять установление общественной собственности на средства производства? Нет. Поэтому создание нового общества требует преодоления (предпочтительнее мирным путём) трудящимися сопротивления таким преобразованиям со стороны буржуазии.

Возглавить борьбу за социалистическое преобразование общества может только пролетариат. Он в силу условий своего труда на фабриках и заводах наиболее сплочён, наиболее организован и политически просвещён по сравнению с другими слоями трудящихся. Он создаёт свою политическую партию — партию коммунистов, во главе с которой завоёвывает власть и приступает к строительству общества трудящихся. Новое, социалистическое (коммунистическое) общество открывает дорогу всестороннему развитию каждого человека, свободе каждого и всех, ибо в обществе трудящихся все равны. Это подлинно высоконравственное, подлинно духовное общество! Оно создаётся не по велению богов (в разных религиях они свои), а руками свободных от капиталистического гнёта трудящихся во главе с рабочим классом.

В.И. Ленин:

«Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата». (Т. 41, стр. 310).

«Мы в вечную (т.е. будто бы ниспосланную Богом и потому должную быть неизменной, с сохранением власти капиталистов и помещиков. — И.Ш.) нравственность не верим и обман всяких (монархических и буржуазных. — И.Ш.) сказок о нравственности разоблачаем. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда».

(Т. 41, стр. 313).

«Мы хотим Россию из страны нищей и убогой превратить в страну богатую». (Т. 41, стр. 316).

Где же здесь отрицание Лениным и коммунистами вообще нравственности?

В отличие от либералов и либерал-монархистов, называющих советский период истории «чёрной дырой» (а иные докатились до того, что и всю историю России объявили «чёрной дырой»), мы, коммунисты, историю России и историю любой другой страны не называли «чёрной дырой». Это касается всех сторон жизни человечества и конкретных стран, — всех сторон жизни народов, включая культуру и её важнейший элемент — мораль. Мы всегда были и остаёмся сторонниками и наследниками всего лучшего, что создано человечеством. Антикоммунисты никогда не цитируют вот этих слов Ленина из его названной речи перед молодёжью:

«Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой её можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить». (Т. 41, стр. 304).

«Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». (С. 305).

Без усвоения общечеловеческих достижений нельзя стать коммунистом. Почему же вы, господа либералы, не цитируете этих слов Ленина? Потому что тогда сложнее вам лгать?

Пытаясь обвинить Ленина в аморальности в политике, либералы и либерал-монархисты кричат: дескать, смотрите, что утверждал Ленин:

«Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов». (С. 311).

«В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». (Т. 41, стр. 313).

Получается, мол, что можно оправдать любую жестокость, ибо моральным объявляется только то, что служит делу коммунизма. А для вас, крепостники, грабители, что морально и аморально? Для вас аморально всё, что связано с социализмом, коммунизмом, с равенством людей, а нравственно только то, чтобы рабы бессловесно и ещё лучше — с умилением раболепствовали бы перед своими господами, издевающимися над ними. Вот и вся суть ваших криков об аморальности ленинского подхода к строительству коммунизма.

Вы, господа, привыкли видеть в народе холопов, а коммунисты в людях труда видят созидателей, творцов. Вы давили души и разум трудящихся, а коммунисты создали в процессе социалистического строительства и постепенно всё более расширяли условия для их интеллектуального и духовного роста по мере продвижения к коммунистическому обществу. Вот почему и вот в каком смысле в основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма.

О, как вы смеялись и смеётесь, что кухарки и кухаркины дети могут руководить государством. Сколько же в этом злобной ненависти к рабочим и крестьянам! А они, получив в советское время образование (которого им при царе и капитализме не давали), смогли стать руководителями предприятий, педагогами, врачами, инженерами, военачальниками, руководителями органов власти. Простор для подготовки и отбора кадров государственных руководителей благодаря доступу рабочих и крестьян к образованию, к культуре стал огромным. Все стали грамотными, все стали при Советской власти хозяевами страны. Вы, свершив в 1991—1993 годах контрреволюцию, — вы детей этих созидателей снова начали бросать в неграмотность, полуграмотность, делать их вашими слугами и кухарками.

Кто же гуманист на деле? Или это и есть ваш нравственный идеал?

Криминальный капитал и его идеологи лгали, лгут и будут лгать, извращать, фальсифицировать  великую, созидательную деятельность Ленина и всю историю советского времени, в том числе обвиняя Ленина и Советскую власть в безнравственности. Но отправной пункт на пути к подлинно человечной морали, гуманности, нравственности — это освобождение рабочих и крестьян от эксплуататорского гнёта во имя всестороннего, свободного развития каждого человека и общества в целом. Это достижимо только при социализме, дорога к которому и была проложена в 1917 году под руководством В.И. Ленина.

Люди, помните, что капиталу, звериный облик которого ныне особенно виден на примере фашиствующих по всем континентам США, ни подлинно научная история человеческого общества и конкретных стран, ни подлинная нравственность, духовность не нужны. Ибо главная цель владык капитала — нажива за счёт эксплуатации, коррупции, безграничной жестокости, подлости, войн, лжи, бандитского террора, криминального ограбления народов и в целом стран. Как нам избавиться от либерал-предателей у себя? В борьбе за социализм в своей стране, опираясь прежде всего на опыт СССР и Китая. Поэтому давайте ещё активнее бороться за социализм — общество свободы людей труда, общества высокой духовности, высокой культуры, — подлинно гуманистическое общество! По этому пути, спасаясь от капитала, пойдёт всё человечество.

Теснее сплотим ряды вокруг КПРФ — партии, борющейся за возрождение коммунистических идеалов и новое созидание подлинно нравственного, высоко духовного, экономически крепкого, дружного, честного — социалистического общества!