Рецензия на телефильм «Любовь Советского Союза»

Первый канал российского телевидения выпустил в прокат фильм «Любовь Советского Союза» и безудержно его рекламирует как «историю времени, рассказанную через историю чувства», как «настоящее путешествие в прошлое», которое населяли люди «смелые и красивые». Однако на самом деле с экрана на зрителя в течение двух часов льются ушаты помоев. Создатели всласть поиздевались над памятью о поколениях советских людей, на долю которых выпали тяжелейшие испытания и великие свершения. Фильм — настоящий плевок на могилы героев и неутомимых тружеников, благодаря которым Россия сегодня успешно противостоит вооружённому до зубов Западу.

  Великий Оноре де Бальзак в одном из своих романов из цикла «Человеческая комедия» так сформулировал главное правило наглой и беспардонной пропаганды, направленной на массовую аудиторию: «Принцип нашей редакции прост: мы выдаём за правду абсолютно всё!»

Этим искусством кинематографисты Первого канала владеют в совершенстве. В качестве автора сценария был приглашён «маститый» сценарист, кинорежиссёр и продюсер — семидесятилетний Сергей Снежкин (народный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ в области культуры за 2013 год). Вроде бы и возраст у него подходящий — не понаслышке многое знает о советском времени, и человек опытный и заслуженный, однако…

После прочтения написанного им сценария к фильму, который сейчас продаётся по цене примерно 1000 рублей на книжных маркетплейсах в качестве отдельной книги (на её обложке изображён рекламный плакат фильма), возникают острые вопросы к автору. Один из них мог бы звучать так: «Это за такого рода заслуги государство Российское присуждает высокие звания и премии? Это именно такого рода авторы наиболее предпочтительны сегодня для тех, кто управляет сферой культуры и шире — сферой идеологии? И именно такие тексты теперь надо считать образцами «художественной литературы»?». Ведь, скажем, сценарии, написанные В.М. Шукшиным к его гениальным фильмам, тоже выходили отдельными книгами и по праву считаются примерами высокой прозы. Иными словами, Снежкин — это вариант «Шукшина сегодня»?

Видимо, да: какое время — такой и «Шукшин». Именно Снежкин — идеал деятеля культуры с точки зрения современных предпочтений госчиновников и иных влиятельных лиц в сфере культуры и шоу-бизнеса, судя по количеству имеющихся у него регалий.

Оговоримся сразу: благодаря контролю Роскомнадзора сценарий Снежкина «Любовь Советского Союза» воплощён на экране не в полном объёме, а, так сказать, в формате «лайт»: некоторые написанные автором детали в фильме либо опущены, либо сглажены, что, впрочем, не меняет ни смысла картины, ни её содержания. Так что лучше всего начать знакомство с данным опусом не с просмотра фильма, а с прочтения оригинального сценария. Это тем более имеет смысл, потому что двухчасовой картиной «процесс» не заканчивается, а лишь начинается: Первый канал пообещал, что покажет целый сериал по «произведению» Снежкина.

Читаем в сценарии: «Я выдумал всех персонажей этой истории. […] Потому прошу расценивать этот текст как акт художественной, кинематографической благодарности нашим предшественникам». Хороша же благодарность! Словом, хотя зритель фильма об этом и не узнает, в опубликованном сценарии Снежкин сразу же признаётся, как на допросе следователя, что всё выдумал, высосал из пальца и что всё показанное в кино — чистой воды его галлюцинации, которые выдаются за правду, подтверждая Бальзака.

Фантазии Снежкина вовсе не безобидные, а весьма даже агрессивные. К тому же они политически окрашены под углом «десоветизации» и «декоммунизации». Причём за фантазиями автора не стоит не то что хотя бы один визит в исторические архивы, но даже попытка чтения подлинных мемуаров свидетелей того времени. Элементарная честность к собственному житейскому опыту тоже отсутствует полностью. Так, читаем в сценарии в принципе невозможный по отношению к пионерской организации диалог:

«Товарищ Лактионова, — отвернулся от весельчака-заведующего комсомольский работник, — мы отбираем детей для вручения цветов членам Центрального Комитета ВКП(б) во время парада на Красной площади, посвящённого всесоюзному Дню физкультурника! Ваша дочь пионерка?

Клавдия с ужасом поняла, что она ничего не знает о взаимоотношениях своей дочери с недавно образованной пионерской организацией (здесь и далее выделено нами. — А.Д.), и растерянно повернулась к Галине».

Обращает на себя внимание «ужас» матери главной героини по отношению к пионерской организации, в которой состоит её дочь, что само по себе абсурдная и злобная инсинуация. Но это, так сказать, всего лишь затравка. А вот и само действие: в первых же кадрах фильма Снежкин изображает… эдакий «кастинг» среди маленьких девочек на право участия во вручении цветов членам Политбюро на трибуне Мавзолея В.И. Ленина. И кастинг этот не без сексуального (!) подтекста. Цитируем дословно:

«Галя, совершенно голенькая, стояла, прикрываясь ладонями, перед суровым доктором, у которого из-под белого халата торчали военное галифе и начищенные до невероятного блеска лаковые сапоги.

Доктор покопался в её коротко стриженных волосах и сказал:

— Вшей в волосистой части головы нет…

Сидевший за столом человек, в таком же белом халате, но почему-то в фуражке, записал этот факт в специальный журнал.

— Подними руки, — приказал доктор.

Галя, стесняясь, оторвала руки от низа живота и подняла их вверх.

 — Пиши… в подмышечной части припухлостей нет, — продиктовал доктор. — Руки дай!

Галя протянула ему руки, доктор внимательно осмотрел её ладошки, ногти и продиктовал:

— Кожные покровы чистые, прыщей, нарывов, коросты не обнаружено! Повернись!

— Дыхни! — приказал доктор.

Галя набрала воздуху и выдохнула доктору прямо в лицо.

— Пиши! — приказал доктор. — Изо рта не воняет. Может быть допущена, следующая!

Из толпы обнажённых девочек, томившихся у стены, мелко ступая, пошла к столу следующая».

Каково вам после прочтения этого текста, уважаемый читатель?! Не стошнило? Руки вымыть не захотелось? Вы всё еще склонны считать Снежкина выдающимся «деятелем культуры»? Или у вас уже закрались сомнения относительно реального смысла явленного народу «шедевра»? Очевидно, что в первых же кадрах фильма показана классическая сексуальная оргия под названием «кастинг» или «визит к доктору». Только претенденток на некую роль здесь играют не взрослые дамы, а несовершеннолетние маленькие девочки. И поэтому, учитывая упомянутый уже Роскомнадзор, режиссёры изобразили их на экране не «голенькими», как сказано в авторском оригинале, а в ночнушках. Так сказать, наступили-таки грубым сапогом цензуры на свободолюбивую песню Снежкина. Но зато уж в книжном варианте — никаких ночнушек! Всё прям-таки натурально описано, как и привиделось в явно педофильских мечтах лауреату всяческих премий!

Кстати, в свете того, что открыто продаваемая ныне книга Снежкина представляет собой фантазии известного свойства, издателям следовало бы на обложке поставить маркер «18+». Это было бы честно. Впрочем, Роскомнадзор почему-то так не считает.

Но даже если абстрагироваться от сексуальных акцентов, у зрителя всё равно остаётся неприятный осадок. В доказательство приведём цитату из социальных сетей: «Эти уроды — Сталин со своей шоблой — над детьми издевались! Это ж надо додуматься искать вшей и заставлять дыхнуть маленьких девочек, раздевать их догола — и всё это лишь для вручения обычных букетов! Настоящий «Гулаг», как пить дать «Гулаг»! А мавзолей этот — давно пора снести нахрен, а не задрапировывать! И Ленина закопать в могилу, как завещал великий Жирик!»

Именно такие эмоции и умозаключения зрителя являются целью не только вышеописанной сцены, но и практически всех остальных, выпущенных Первым каналом под видом «патриотического кино».

Чтобы больше не возвращаться к этому, скажем, что и на протяжении всего фильма сексуальные фантазии продолжают будоражить и вдохновлять «автора» на изображение крайне нелогичных, чтоб не сказать — безумных и оскорбительных, сцен для фильма, который позиционируется как посвящение поколениям героев, построивших страну и отстоявших её в кровавой войне с нацистами.

Примерно в середине ленты главная героиня, уже знаменитая актриса театра и кино (та самая Галя, которую «голенькую» добрый «дядя дохтур» с пристрастием обследует, будто она потенциальная преступница) — красивая молодая женщина, участвует во фронтовой концертной бригаде. После концерта некий подполковник Красной Армии в пьяном виде ломится к ней в землянку, которую ей предоставили для ночёвки. Ломится, чтобы её изнасиловать, и происходит это прямо на линии фронта.

Если верить измышлениям Снежкина, то может возникнуть вопрос: а чем на самом деле занимались на фронте наши воины-освободители? Кстати, хорошая тема для Роскомнадзора и прокуратуры: а нет ли здесь признаков клеветы на Вооружённые Силы России со стороны гражданина Снежкина и его подельников? Очень похоже на обвинение геббельсовской пропаганды в том, что красноармейцы на территории Германии изнасиловали несколько миллионов немок, и на нынешние публикации бандеровцев о якобы «бесчинствах» наших участников СВО…

Подполковник — мужчина крупный и сильный, и домогается Галины он довольно жёстко. Её крики о помощи, призывы к стоящему где-то рядом часовому спасти её ни к чему не приводят, подполковник (под которым без труда угадывается ещё один мысленный двойник Снежкина) почти что достигает вожделенной цели. Однако Галина предусмотрительно спала при зажжённой керосиновой лампе (заметим, что до такого вменяемый человек додуматься не мог, потому что керосинка чадила, так что даже в мелочах Снежкин врёт и фальшивит), и в самый критический момент ей удалось метнуть горящую керосинку в сексуально возбуждённого подполковника, после чего у него загорается спина и он начинает орать благим матом.

Каково?! Вы ещё не утомились от буйной фантазии нашего «аФФтора» (напомним: народного артиста РФ, а не хухры-мухры!). Ну и чтоб продлить сомнительное удовольствие, опишем ещё одну эпохальную сцену сексуального характера из данного «патриотического кино» в стиле «три икса». Застенчивый скромняга Снежкин зашифровал в ней свои самые сокровенные вожделения, тщательно скрываемые им от товарищей по работе и членов семьи. Зато ему удалось их выгодно монетизировать!

Преамбула к сцене такова. После начала войны Галину как особо ценную актрису по указанию «жестокого Сталина» подвергают принудительной эвакуации. Именно подвергают и именно принудительно, так как она всячески сопротивляется и хочет остаться в Москве, чтобы быть с мужем — военным корреспондентом «Красной звезды». Попав в Ташкент, она тут же пытается оттуда вернуться в столицу. Но, как нафантазировал Снежкин, подвергшиеся принудительной эвакуации не отличаются от узников ГУЛАГа, им запрещено покидать место пребывания. (Заметим, что и данная антисоветская фантазия Снежкина может приниматься на веру вчерашними школьниками, у которых Солженицын был в программе по литературе.)

Некий узбек обеспечивает Галину поддельными документами, и она уезжает из Ташкента на поезде в Москву с огромными чемоданами. По пути, где-то в морозной снежной Сибири, Галину снимают с поезда милиционеры и арестовывают за то, что она незаконно оставила место эвакуации. Приближаемся к сцене, ради которой весь этот бредовый бред об артистах и их эвакуации наворочал Снежкин. От переживаний и из-за слишком лёгкой одежды хрупкая Галина впадает в горячку и находится без сознания, при смерти.

Внимание! И тут ещё один мысленный двойник Снежкина — милиционер, который снял её с поезда, призывает на помощь опытного приятеля. Тот приказывает: «Раздевай её!» Мент не решается — она же народная артистка! Актрису, играющую Галину, раздевают догола и кладут на стол. Её изящное юное тело начинают массировать и растирать своими ручищами два здоровенных мужика — и всё это под камеры и прожекторы Первого канала. Каково?!

Заметьте: всё это снято под рубрикой «патриотическое кино» и за бюджетные деньги!

Фильм «Любовь Советского Союза» целиком соткан из фейков и симулякров, созданных сценаристом Снежкиным. Поэтому нет никакого смысла обсуждать достоинства и недостатки актёрской игры или режиссуры, похожесть или непохожесть показанных политических деятелей, костюмов, реалий быта, декораций и так далее. Всё это не имеет никакого значения для конечного результата. Единственное, о чём можно сожалеть и кому посочувствовать, — так это ряду хороших актёров, которых использовали как расходный материал, они, видимо, даже не заподозрили, в какой мерзости приняли участие!

Так, звероподобного подполковника, который пытается изнасиловать Галину, играет прекрасный харàктерный актёр Сергей Жарков. Он из нового поколения российских кинозвёзд (ему 45 лет), продолжающих лучшие традиции отечественного театрального и киноискусства, создаёт на экране пронзительные образы мужчин одновременно сильных, но ранимых и чутких, что мало кому из его коллег удаётся.

Великолепный, сразу узнаваемый Денис Старков (44 года), которому доступна бесконечная гамма психологических нюансов для создания достоверных кинообразов, тоже снялся в картине. Здесь в течение всего лишь десятков секунд в первых кадрах он неподражаемо (всё же!) играет полукриминального врача-«лепилу», который производит кастинг-медосмотр маленьких девочек. Но такова уж актёрская доля…

Вернёмся к творению гражданина Снежкина, которому надо отдать должное: его сценарий — самое важное в данном кино, на что действительно стоит обращать серьёзное внимание. И в этом смысле он выполняет свою задачу выше всяких похвал. А задача эта — весьма непростая и даже деликатная. За десятки лет политики «декоммунизации» и «десоветизации» наш народ устал от неё, ему хочется верить во что-то светлое и прекрасное, и он всё больше обращает свои благожелательные взоры на советское прошлое и его лидеров, в том числе на И.В. Сталина. Сила и обаяние советской эпохи постепенно начинают оказывать более мощное воздействие на общество, чем официальные пропагандисты. Да и практика СВО показала, что советский красный флаг с серпом и молотом — отнюдь не жупел, а символ Победы. Тем более что на бандеровской Украине ненавидят советские символы и боятся их как чёрт ладана.

И в то же самое время задача «прикормленных» деятелей культуры остаётся прежняя: всячески легитимизировать выстроенные на обломках СССР буржуазные политические и экономические институты, намертво закрепившие результаты тотального ограбления народа, которое произошло в результате гайдаровских «реформ». Новые поколения, не жившие при социализме в сознательном возрасте, подвергаются изощрённым идеологическим атакам, им всячески пытаются «промыть мозги» при помощи направленных на эти цели кинопроектов, и один из них — фильм «Любовь Советского Союза».

Однако «промывка мозгов», которая не вызовет мгновенного отторжения, — задача теперь не из лёгких. И гражданин Снежкин в этом деле показывает выдающиеся результаты! Всмотритесь внимательно в его детище — что мы видим? Явной критики социализма, советского строя, лично Сталина вы не найдёте. И даже страшных картин жутких массовых репрессий в фильме нет. Как и потопленного коварными большевиками корабля с невинными милашками-офицерами Белой гвардии, хрустящими французскими булками, что было явлено публике в фильме Н. Михалкова «Солнечный удар» 2014 года, вы тоже не увидите.

Что же мы видим у Снежкина, кроме его явных сексуальных фантазий? Весьма и весьма изощрённые политические извращения, которые и решают описанные выше задачи. СССР в фильме не ругают, но страна показана таким образом, что создаётся впечатление, что населена она почти сплошь подонками, негодяями, стукачами, управляется садистом-диктатором, которому подчинены изверги и недоумки, истязающие хороших людей. И все эти обвинения высказаны не громогласно и не с трибуны, как это делалось раньше, а походя, как бы невзначай. И даже не словами высказаны, а внушаются зрителю на уровне эмоций и подсознательных реакций.

Вроде бы невзначай в фильме рассказана похожая на кошмарный анекдот сочинённая Снежкиным история о присвоении Сталинской премии автору пьесы и исполнителям в ней ролей. Якобы собрались члены Политбюро присваивать премию, а пьесы никто из них не видел. И тогда «Сталин» Снежкина приказывает показать её через два часа, а дело уже идёт к ночи. Десятки нарядов НКВД срочно выезжают на своих чёрных «воронках» по адресам проживания артистов, вытаскивают их из постелей и доставляют в Кремль. У части артистов при грозном стуке в дверь квартиры и топоте сапог энкавэдэшников почти что случается инфаркт — «вот пришли и за мной»! Каково?!

Словно невзначай рассказана байка про то, как инструктируют посетителей приёмной Сталина. Специально обученный то ли ординарец, то ли холуй вождя-диктатора объясняет высокопоставленному гостю: когда войдёте в кабинет — поздоровайтесь! Если товарищ Сталин подаст вам руку — пожмите её! Каково?!

В стране, населённой, в трактовке Снежкина, дебилами и рабами, всякому входящему надо обязательно напомнить, чтоб не забыли поздороваться при встрече с «Хозяином». А может, зрителю внушают, что посетители теряли дар речи от страха при виде «ужасного Сталина», который мог их сгноить в ГУЛАГе, и их требовалось привести в чувство? Таков, видимо, замысел Первого канала в данном выдуманном скетче в приёмной Сталина?

По версии Снежкина и Первого канала, знаменитое стихотворение «Жди меня», которое поднимало бойцов на фронте в атаку, Константин Симонов написал не просто так, а по личному приказу Иосифа Виссарионовича. Причём писатель не сразу согласился, вначале отказавшись, но вождь настоял, и Симонов уступил. Так коварный тоталитарный деспот издевался над мастерами культуры! А в редакции «Красной звезды» военкор Симонов (по фильму Туманов) перед главным редактором газеты по-армейски щёлкает каблуками сапог и разговаривает с ним отрывистыми фразами типа: «Так точно!», «Никак нет!», «Слушаюсь!». Каково?!

Попав на передовую под Москвой, фейковый Симонов-Туманов нарывается на командира части. То ли полковник, то ли майор заставляет военкора под угрозой расстрела рыть окопы. После чего вынуждает присутствовать при внесудебной расправе — расстреле дезертиров. И этот выдуманный Снежкиным эпизод подан в фильме как нечто самое важное и содержательное из того, что происходило на войне и о чём якобы написал Симонов. О книге Симонова «Живые и мёртвые» и одноимённом фильме по нему прелат-лауреат Снежкин, видимо, ничего не слышал… Или слышал, читал и смотрел, но с ненавистью, а не с любовью к нашим бойцам?

Изначальная цель — облапошить зрителя, ввести его в заблуждение, навязать подделку, а не искусство — проявляется даже в том, что в качестве одного из режиссёров фильма назван Никита Высоцкий. Он — сын В.С. Высоцкого, выдающегося актёра и барда, любимца публики, который прочно ассоциируется с такими удачными ретро-картинами, как «Место встречи изменить нельзя», «Опасные гастроли», «Служили два товарища», «Вертикаль»… И даже в фильме «Живые и мёртвые» по роману Константина Симонова (1963 год, в главных ролях Кирилл Лавров и Анатолий Папанов) В. Высоцкий сыграл роль «весёлого солдата». Расчёт Первого канала на то, что зритель подумает: ну уж сын Владимира Семёновича плохого кино не сделает и про СССР расскажет только правду. Увы, это совсем иной случай.

Главный вывод от просмотра таков: кинофейк «Любовь Советского Союза» представляет собой новую вариацию антисоветской идеологической медиапродукции. Если ранее властями делалась ставка на, так сказать, грубую обработку сознания населения в стиле Солженицына (прежде всего в рамках школьной программы), то теперь акцент переносится на тонкую настройку, шлифовку идеологических установок массового зрителя. Именно в этом смысл сексуальных и несексуальных фантазий Снежкина, ключевой объект их воздействия — интуитивные сферы психологии зрителя, его эмоции и неформальные предпочтения, подсознательные инстинкты и даже сексуальные предпочтения. При таком рассмотрении «продукт» Снежкина и Первого канала представляет собой весьма высокотехнологичный инструмент воздействия на общественное сознание, который не следует недооценивать. И можно не сомневаться, что данный опыт будет тиражироваться в культурной и идеологической сферах в целом, а не только в кино.

И ещё одно наблюдение. Обратите внимание на то, как сконструировано название фильма… именно сконструировано! В один ряд поставлены три слова, написанные с прописных букв, вызывающие активный интерес у публики, и прежде всего у женской части аудитории как наиболее востребованной рекламодателями. К содержанию картины название «Любовь Советского Союза» отношения не имеет. Сюжетные линии и коллизии также производят впечатление не случайных, а намеренно сконструированных и проверенных на компьютерных моделях, анализирующих реакцию публики. Образы главных героев — слишком глянцевые, чересчур пафосные, неживые — будто изначально созданы искусственным интеллектом как наиболее предпочтительные для целевой аудитории, а затем в соответствии с этим выбором подобраны похожие актёры.

Именно так сегодня работают манипулятивные технологии в рекламе и пропаганде. Скажем, изображения наиболее привлекательных, по мнению нынешней публики, образов мужчин и женщин, созданных нейросетями, вы без труда найдёте в интернете, внешне они не отличаются от живых людей. Почти не отличаются.

…На последнем кадре кинофейка авторы поставили титр: «Любовь мешает смерти. Лев Толстой», многозначительно намекая на какие-то дополнительные антисоветские смыслы в толстовском понимании любви. Таким образом зрителю внушается, что фильм всё же якобы о любви, а все его сомнительные идеи имеют своим источником великого Льва Николаевича. Между тем уместно будет привести фразу из «Войны и мира» целиком:

«Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

О том, что историю СССР надо ненавидеть и снимать клеветнические фильмы о своей Родине, у Толстого ничего не сказано.