Иван Наговицын: «В поисках бессмертия»

Зачем я это пишу? Я пишу ту статью, которую сам бы хотел прочитать еще в годы своей юности, но её пока не существует. Еще со школьных лет меня посещала экзистенциальная тревога. Официальная советская идеология (точнее сказать, идеология партийной бюрократии КПСС, навязанная советскому народу), к сожалению, не давала ответов на вечные вопросы о смысле жизни.

Вульгарно-материалистическое мировоззрение, господствовавшее в СССР на склоне его лет, с его верой в «вечную смерть» и обывательским гедонизмом (гуляш-социализм), казалось мне пустым и бессмысленным.

После распада Советского Союза я, как и многие мои соотечественники, искал смысл в религии. Но, к сожалению, со временем я разочаровался и в религиозном обскурантизме, осознав его социальную безысходность. Средневековая картина мира не может вызывать ничего, кроме когнитивного диссонанса, у современного человека. Конечно, в РПЦ уже никто не настаивает, что солнце вращается вокруг земли, и даже теория теистической эволюции не анафематствуется, но в области общественных отношений все еще царят идеалы эпохи Ивана Грозного.

Наконец, спустя многие годы я нашел то, что искал, в философии. Точнее сказать, в философии русского космизма, который, как ни крути, является постсоветской реинкарнацией секулярного христианства и богостроительства. В ней я обнаружил ответы на волновавшие меня с детства вопросы, путем не слепого послушания партийным или клерикальным догмам, а через разумный анализ и осмысление.

Сейчас в моде и «модерн стоицизм» и «секулярный буддизм». Почему, собственно говоря, не может быть и «секулярного христианства» в наш постмодернистский век?

Христианство без религии: что за зверь такой?

Дитрих Бонхёффер первым придумал фразу «секулярное христианство». Звучит странно, да? Христианство без церкви, без обрядов, без всего того, к чему мы привыкли. Но это как раз и есть суть.

Представь себе: христианство, адаптированное под наш современный мир. Никаких устаревших догм, никаких мистических штучек. Просто чистая, светская философия, основанная на ценностях Христа: любовь к ближнему, справедливость, сострадание.

Вместо того чтобы зацикливаться на небесном, секулярное христианство фокусируется на земных проблемах. Помощь нуждающимся, борьба с несправедливостью, забота об окружающей среде – вот что важно.

Бог тоже присутствует в этой концепции, но не как сущий где-то в вышине. Скорее, как сила, живущая во всем вокруг нас, в каждом человеке.

Ты можешь спросить: «А зачем тогда вообще называть это христианством?» Ответ прост: потому что эти ценности заложены в основе учения Христа. Просто секулярное христианство пытается донести их до современного человека на понятном ему языке, без лишних прикрас.

Для меня секулярное христианство – это не какой-то набор религиозных ритуалов, а практичная философская система, которая помогает понять себя, свое место в мире и найти смысл жизни. Это путь к самосовершенствованию, основанный на любви, сострадании и ответственности за ближних.

Основные контуры этой философии таковы:

1.     Этическая основа. Секулярное христианство основывается на этическом учении Иисуса Христа, таком как любовь к ближнему, сострадание и справедливость.

2.     Отказ от сверхъестественного. Секулярные христиане отвергают веру в чудеса, божественное вмешательство и загробную жизнь, сосредотачиваясь на земной реальности.

3.     Критическое мышление. Приветствуется критический анализ религиозных текстов и традиций, отказ от догматизма и слепой веры.

4.     Светскость. Поддерживается отделение церкви от государства и свобода вероисповедания для всех граждан.

5.     Социальная справедливость. Важность борьбы за равенство, права человека и устранение социальной несправедливости.

6.     Наука и разум. Признание научных методов познания и рационального мышления как основных инструментов для понимания мира.

7.     Личностное развитие. Акцент на личностном росте, самосовершенствовании и духовном развитии без обращения к сверхъестественному.

8.     Культурное наследие. Признание культурного и исторического значения христианства, его вклада в искусство, литературу и философию.

9.     Интеррелигиозный диалог. Поощрение диалога и сотрудничества с представителями других религий и нерелигиозных убеждений.

10. Гуманизм. Центральное место занимает идея человеческого достоинства и ценности каждого индивида, независимо от его вероисповедания или отсутствия таковой.

Философия «Общего Дела»

В России секулярное христианство, особенно по части секулярной эсхатологии, обрело свой особенный колорит в философских концепциях «Общего Дела» Николая Федорова.

Название «Общее дело» было предложено самим Николаем Фёдоровичем Фёдоровым для обозначения его философской системы. Фёдоров считал, что главная цель человечества заключается в объединении всех людей вокруг общего проекта — воскрешения предков и достижения бессмертия. Именно поэтому он назвал свою философию «Общим делом», подчеркивая важность коллективных усилий и единства всех поколений.

Фёдоров видел в этом деле не просто абстрактный философский проект, но практическую задачу, которую должны решать все люди вместе. Он верил, что наука и техника могут стать инструментами для реализации этой цели, и что каждый человек должен внести свой вклад в общее дело.

Фёдоров был мудрым человеком. Он понимал, что истинная сила не в противопоставлении нового старому, а в диалектическом развитии лучших качеств унаследованных нами от людей прошлого. Встраивая своё учение в традиционное православное мировоззрение, он открывал путь к новому пониманию мира, доступному для каждого.

Мы живём во времена, когда множество идеологий борются за умы людей, часто приводя к разделению и противостоянию. Фёдоров предлагал иной путь – путь единства в многообразии. Он хотел создать не очередную догму, а платформу для диалога, где каждый, независимо от своих убеждений, мог бы найти своё место.

Его видение будущего – это мир, построенный на любви, справедливости и гармонии. Мир, где уважение к личности сочетается с заботой о благе всего общества. Это не утопия, а вполне реальная цель, которую можно достичь совместными усилиями.

Таким образом, название «Общее дело» отражает основную идею философии Фёдорова — объединение всех людей для достижения общей цели, которая выходит за рамки индивидуальных интересов и устремлений; которая вполне может сочетаться с основополагающими принципами христианства, без мистицизма и догматики.

От «простого» к сложному

Давайте поговорим о Боге-Отце, Христе и Святом Духе, но без запутанных теологических терминов и мистических откровений. Зачем? Ведь это тема, которая часто вызывает споры и противостояние.

Я верю, что понять друг друга – это первый шаг к «Общему Делу». Верующие и атеисты, как правило, видят мир с разных точек зрения. Это нормально! Но агрессия и непонимание «Общему Делу» вредят.

Моя цель – не убедить кого-то в своей правоте, а просто показать, что за сложными богословскими концепциями стоят простые человеческие ценности: любовь, сострадание, справедливость.

Возможно, моя позиция покажется слишком простой и даже наивной. Но я искренне верю, что честное и открытое общение может помочь нам сгладить острые углы в отношениях между людьми с разными взглядами на веру.

Ведь, в конце концов, мы все хотим жить в мире и гармонии. Прежде чем заглядывать в глубины таких сложных понятий, как Бог, давайте поразмышляем о чём-то более осязаемом, но не менее удивительном – о Солнце.

Мы привыкли видеть его как маленькое, светящееся пятно на небе. Но на самом деле, Солнце, не пятно и не слово из шести букв – это гигантский, кипящий океан раскалённой плазмы, в котором происходят невероятные по своей сложности термоядерные реакции.

Представь себе: диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли! Его масса составляет почти весь вес нашей солнечной системы. Внутри него, под давлением и температурой, в 15 миллионов градусов, водород превращается в гелий, высвобождая колоссальное количество энергии.

Эта энергия – основа жизни на Земле. Она греет нас, даёт свет растениям, питающим всю экосистему. Солнце – это источник тепла и света нашей планеты.

Но Солнце не просто пассивно светит. На его поверхности постоянно происходят взрывы, вспышки, выбрасываются огромные потоки заряженных частиц. Это солнечная активность, которая влияет на космическую погоду и даже может затрагивать жизнь на Земле.

Солнце уже 4,6 миллиарда лет светит нам, и ещё миллиарды лет будет продолжать это делать. Но рано или поздно, его топливо закончится, и оно превратится в красного гиганта, а затем остынет, став белым карликом.

Так что да, Солнце – это невероятно сложный и мощный объект, который играет ключевую роль в поддержании жизни на Земле и формировании нашей части космоса. И теперь, осознав, как сложно выразить сложные вещи в простых выражениях, рассмотрим теперь основные аспекты понятия Бога, Иисуса Христа и Святого Духа с точки зрения секулярного христианства, делая поправку на ограниченность человеческого разума и несовершенство его восприятия.

Ведь эти слова, кажутся многим вполне понятными, но что в действительности скрывается за ними?

Бог Отец

Секулярные христиане могут рассматривать Бога как символический образ высшей моральной силы или идеала, который вдохновляет людей на добрые дела.

Они могут отрицать традиционное представление о Боге как личном существе, управляющем миром, предпочитая видеть в нем абстрактное понятие добра и справедливости.

Некоторые секулярные христиане вообще отвергают идею существования Бога, рассматривая религию исключительно как культурное наследие и систему нравственных ценностей.

Я считаю, что творческая и жизненная сила Вселенной, представляющая собой сложнейший процесс взаимодействия материальных объектов, которая выходит за грани понимания не то, что обычного среднестатистического человека, но и величайших ученых приводила в изумление, заставляет человеческий разум благоговейно смолкнуть. Слово Бог – это только ярлык для огромной и неподдающейся осмыслению системы, состоящей из материи и энергии, которые эволюционирует согласно законам физики.

Этот процесс преобразования материи и энергии, который осуществляется в соответствии с физическими законами, до конца еще не познанными, продолжается в деятельности человеческого разума и его физической активности. Человек способен создавать новые вещи, идеи и технологии благодаря своей интеллектуальной и трудовой деятельности, благодаря тому потенциалу, который в него заложила природа. Это аллегорически можно назвать «образом божиим в человеке», «природой будды», мусульмане называют это словом «рух», а иудеи словосочетанием «целем Элохим».

И хотя все явления во Вселенной, от движения планет до возникновения жизни, могут быть объяснены через естественные законы без необходимости привлечения внешних нематериальных сил, тем не менее, они проецируются в человеческой психике в виде особой глубинной структуры, названной Юнгом словом «архетип». Юнг считал, что архетипы являются универсальными символическими структурами коллективного бессознательного, которые влияют на поведение и мышление каждого человека. Архетип Бога относится к одному из таких фундаментальных образов, присутствующих в психике человека, который символизирует нечто большее, чем индивидуальная личность. Это источник смысла, порядка и гармонии в мире, который выходит за пределы рационального понимания.

Люди «создали» Бога как символ своих собственных идеалов и стремлений, чтобы найти утешение и смысл в мире, который часто кажется хаотичным и несправедливым.

Таким образом, Бог — это отражение природы человека, вынесенное им вовне и представленное в форме сверхъестественного существа. Он субъективно воспринимается религиозным сознанием как вечный и неизменный источник всего сущего, как чистое добро, любовь и свет.

Сын Божий Иисус Христос

Для секулярных христиан Иисус Христос часто воспринимается как великий моральный учитель и образец для подражания. Его учения о любви, сострадании и служении ближнему ценятся за их универсальную значимость вне зависимости от религиозных убеждений.

Историческая личность Иисуса может считаться реальным человеком, однако его божественная природа и чудеса могут быть либо игнорированы, либо интерпретированы аллегорически.

Иисус, стал для меня символом, в котором воплотились идеалы человечества. Для меня это означает, что Иисус, осознав свою человечность, понял, что его божественные атрибуты, которыми его наделяли поклонники, были лишь проекцией человеческих желаний и ожиданий. Возможно, он осознал, что его миссия заключалась не столько в исполнении воли Бога, сколько в служении людям, в помощи им понять и принять свою собственную природу.

Таким образом, осознание Иисусом своей подлинной человеческой природы стало для него шагом к освобождению от иллюзий и принятию реальности, в которой люди сами ответственны за создание и поддержание своих ценностей и идеалов. Осознание Иисусом своей подлинной человеческой природы, являлось его пониманием своей роли в общем деле спасения и воскрешения всего рода человеческого, несмотря на то, что он, как и любой другой человек, подвержен всем слабостям и ограничениям, присущим людям.

Иисус, для меня лично, стал примером того, как человек должен стремиться к преодолению смерти и достижению вечной жизни. Осознавая свою человечность, Иисус, возможно, понимал, что его судьба связана с судьбой всех людей, и что его миссия заключалась в том, чтобы показать путь к воскрешению и спасению. Таким образом, осознание Иисусом своей подлинной человеческой природы стало важным этапом на пути к реализации великого замысла — объединения всех людей в общем деле борьбы против смерти и достижения бессмертия.

Темпы развития научно-технического прогресса дают основания предполагать, что человечество способно, рано или поздно, преодолеть смерть с помощью научных знаний и технологий.

Исторический Иисус, будучи продуктом своего общества и соответствующей эпохи, предвосхитил эту смелую идею, выразив ее на религиозном языке той общественной среды, в которой он жил. Спустя века, будучи возведенным в статус божества, Иисус стал олицетворением тех качеств и тех смыслов, которых люди жаждали видеть в себе и в своем обществе, но не могли реализовать полностью.

Таким образом, он служит примером для всех людей, показывая путь к освобождению от рабства порочных влечений ведущих к моральному разложению, от зла несправедливого мира и от горькой неизбежности смерти.

Дух Святой

В контексте секулярного христианства Святой Дух может пониматься как внутренняя сила, которая побуждает человека следовать высоким моральным стандартам и стремиться к добру.

Этот аспект может быть связан с личными усилиями по самосовершенствованию и развитию совести.

Традиционные представления о Святом Духе как третьей ипостаси Троицы обычно отвергаются или рассматриваются как метафора.

Каждый волен сам формулировать свои представления о Духе Святом. Я же выскажу только свои соображения на этот счет.

Святой Дух, это действительно внутренняя сила, побуждающая человека следовать высоким моральным стандартам и стремиться к добру, и может быть рассмотрен как проявление архетипа Самости. Самость, согласно Юнгу — это центральный архетип, представляющий собой целостность и гармонию личности, стремление к внутреннему равновесию и развитию.

Этот архетип воплощает в себе высшие моральные принципы и идеалы, которые направляют человека к самосовершенствованию и служению другим. Когда человек ощущает влияние Святого Духа, он переживает внутреннюю трансформацию, направленную на реализацию этих принципов в повседневной жизни.

Таким образом, Святой Дух, можно интерпретировать как символический посредник между сознанием и бессознательным, помогающий человеку интегрировать свои внутренние конфликты и достигать большей целостности. Это процесс, известный как индивидуация, в ходе которого человек постепенно осознаёт и принимает все аспекты своей личности, включая теневые стороны, и движется к более гармоничному состоянию бытия.

Религиозным сознанием Святой Дух понимается как посредник между человеком и Богом, помогающий людям преодолеть свои заблуждения и страхи. Ведь это своего рода внутренний голос, который направляет человека к истине и любви. Он и вправду помогает нам увидеть ложность наших собственных убеждений и показывает путь к прощению и миру.

Именно поэтому, мне по душе секулярное христианство, которое сосредоточено на практическом применении этических принципов, содержащихся в христианском учении, без обязательного принятия вероучительных доктрин о природе Бога, Иисуса Христа и Святого Духа.

Чем секулярное христианство «Общего Дела» может помочь современному жителю России?

В стремительно меняющемся мире, где ценности и убеждения сталкиваются друг с другом, поиск смысла и гармонии становится все более актуальным. Для многих россиян христианская вера, с её глубокими корнями в нашей истории и культуре, остаётся источником вдохновения и нравственной опоры. Однако для большинства наших соотечественников, чего уж скрывать, традиционные формы религии кажутся слишком строгими или устаревшими.

Именно здесь на помощь приходит «Общее Дело» – подход, который фокусируется на этических принципах и ценностях Иисуса Назарянина, не привязываясь к догмам и ритуалам.

Что может предложить секулярное христианство «Общего Дела» современному русскому человеку?

Во-первых, оно даёт людям, далеким от Церкви, прочные моральные ориентиры. В основе секулярного христианства лежат ценности любви, милосердия, справедливости и сострадания. Эти принципы могут стать основой для построения гармоничных отношений с окружающими, создания более гуманного общества и уменьшения насилия.

Во-вторых, секулярное христианство поощряет активную гражданскую позицию среди верующих. Забота о нуждающихся, участие в благотворительности, защита прав человека – всё это важные аспекты социальной ответственности, которые способствуют улучшению качества жизни в обществе.

В-третьих, принципы прощения, смирения и самоконтроля, заложенные в христианском учении, могут помочь нам справиться с внутренними конфликтами, стрессом и трудностями. Развитие этих качеств способствует личностному росту и укреплению психического здоровья.

Кроме того, секулярное христианство позволяет атеистам сохранить связь с богатым культурным наследием, которое тесно переплетено с историей России. Это помогает нам сохранить национальную идентичность и ценности, которые передавались из поколения в поколение.

Наконец, подход «Общего Дела» открыт для диалога и сотрудничества между представителями всех религий и мировоззрений: с христианами, мусульманами, буддистами, родноверами, иудеями, атеистами, национал-патриотами, интернационалистами, коммунистами и либералами. Он способствует формированию подлинно демократического общества, где уважаются права и свободы каждого человека.

Для тех, кто ищет смысл жизни и духовное развитие в материалистической парадигме, секулярное христианство в контексте «Общего Дела» предлагает возможность осмыслить и применить основные принципы христианского учения без необходимости следовать религиозным доктринам.

Таким образом, «Общее Дело» как адекватное секулярное христианство может стать ценным инструментом для современного человека, помогая ему найти гармонию в себе и мире вокруг. Потому, что предлагает практические советы и стратегии для преодоления жизненных трудностей и достижения внутреннего покоя. Помогает развить сильные личные качества, такие как стойкость, терпимость и умение управлять своими эмоциями. В современном мире, полном стрессов и неопределенностей, практика секулярного христианства может стать мощным инструментом для создания более сбалансированной и удовлетворенной жизни.

Иван НАГОВИЦЫН, г. Красноярск

***

От редакции. Публикуя статью нашего товарища из Красноярска, мы приветствуем её как пример духовного поиска, который не удовлетворяется существующими философскими концепциями. Особенно важно обращение автора к русскому космизму и идеям «Философии общего дела» Н.Ф. Фёдорова (1829-1903).

В то же время отметим, что Фёдоров не отвергал догматов и обрядов Православной церкви, а наоборот, подчёркивал их не просто символическую, но и реальную значимость для человечества (немалую часть своих трудов мыслитель посвятил «расшифровке» православной литургии, иконографии, храмовой архитектуры). Он не считал правильными идеи «секуляризма», связанные с плоским либеральным мировоззрением современного буржуазного Запада. Однако Фёдоров действительно считал, что необходимо объединение вокруг «Общего дела» как верующих, так и неверующих.

В этом отношении «Русский Лад», среди активистов которого есть и православные христиане, и атеисты, и славянские язычники, и представители других мировоззрений, стремится продолжать «фёдоровскую» линию в развитии Русской идеи. В очередной раз советуем всем нашим соратникам обращаться к первоисточникам, черпать вдохновение в сокровищнице русской философии и общественной мысли, применяя её достижения к современности.