Человеческий интеллект состоит из накопленных человечеством способностей в процессе своего развития. Способностей не физического труда, а умственного. Люди научились передавать друг другу эти способности за счет воспитания и обучения. А в основном, способности совершенствуются в результате деятельности человека в обществе. Иногда, человек после получения и тренировки некоторого количества способностей оказывается в состоянии самостоятельно развивать свои умственные способности. Направление этого развития, конечно, зависит от предварительного воспитания и обучения, но может оказаться и неожиданным.
Прежде чем размышлять об интеллектуальном развитии человека, тем более о формировании какого-либо интеллекта вне живых организмов, следует продумать из чего должен состоять интеллект, чтобы не иметь катастрофических противоречий с менталитетом основной массы окружающих.
Об этом уже говорилось, но еще раз будет не лишним.
Во-первых, это отношения человека с природой. Человек научился анализировать природные явления и приспособился к ним с помощью развития природной науки, также он научился использовать эти явления в свою пользу и до некоторой степени управлять этими явлениями. У искусственно создаваемого интеллекта это может осуществиться через посредника, который воспринимает и формализует природные явления переводя их отражение в общепринятую форму, а также способен реализовывать выводы искусственного интеллекта для преобразования природы в более благоприятный вид. При этом сразу встает вопрос, для кого более благоприятный.
Человек непосредственно контактирует с природой, так как сам часть этой природы. Контакт ИИ с природой предстоит еще обеспечить.
Во-вторых, это отношения человека (индивидуума) и общества, со стороны человека, это освоение понятия общественного порядка, со стороны общества, это выработка законов, утверждающих компромисс между общественным понятием о справедливости и достижением порядка за счёт насилия. Не может человек терпеть насилие со стороны устройства, как не может понять справедливость по отношению к нему. Неприязнь к устройству выразится не только в помехах функционированию, как уже, бывало, но и перенесётся и на автора программы. Пока не существует программ, способных понять чувства человека и мотивы его поступков. А такие программы требуются, без них ИИ останется тупым автоматом, возможно даже изощрённым.
В-третьих, он смог развить науки о самом себе и физиологические, и психологические, физиологические в части основ медицинских наук, психологические в части чувств, межличностных отношений и отношений крупных социальных групп. Человек смог строить свою логику не только на основе фактов и имеющихся данных, но и на основе предположений, даже фантастических.
Попутно были созданы науки о собственно мышлении, в основном о мышлении среднего уровня, Гениальность и примитивность пока научному объяснению не поддаются. Эти науки в основном касаются логики и статистической обработки ощущений и впечатлений. Чувства в науку не помещаются в силу отсутствия количественных и качественных оценок. Чувства определяют личность, а интеллекта без личности быть не может.
Наука до сих пор не дошла до четкого объяснения парапсихологических явлений, гипноза, интуиции. Интеллект включает в себя личностные черты характера, во многом определяющие сферу приложения интересов человека. У искусственного интеллекта сфера приложения его способностей ограничена естественным образом, невозможностью существования в окружающем мире некоторых объектов, или некоторых параметров реально существующих объектов. Для человека это не столь важно, он может анализировать и рассчитывать невозможные объекты и несуществующие параметры, в надежде по результатам расчета выйти в область реальных параметров и перспективных путей развития. У искусственного интеллекта не может быть «авось», а значит и неожиданных решений.
На пути развития искусственного интеллекта нет технических трудностей, есть трудности принципиальные, ИИ предстоит сначала научиться фанатизму, интуиции, риску, авантюризму, методам штурма непреодолимых преград, методам анализа предположительной действительности, и в конце концов, пониманию, что такое хорошо и что такое плохо даже в совершенно незнакомой, новой области знания.
На это прежде всего и следует обратить внимание разработчикам.