В последнее, постсоветские десятилетия накопилось много проблем не только в подготовке и применении кадров, но и их профессиональной защиты. В последнее время чиновники частично осознали, что натворили и стараются исправить создавшееся положение. Эти вопроси стали обсуждать не только в СМИ но и в законодательном порядке — депутаты ГД РФ. Вопрос важен, его следует решать и как можно скорее. Он касается не только тех, кто продолжает работать во вредных условиях, но и лиц пострадавших от воздействия вредного производственного фактора, в том числе радиационного заражения. Так, федеральным законом от 2 июля 2021г. № 311 ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены ряд изменений и дополнений. В частности, введена ст. 2141 «Запрет на работу в опасных условиях труда». В соответствии с требованиями этой статьи работодатель обязан приостановить работы на местах в случаях, если условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасному классу условий труда» (класс 4 в соответствии с ФЗ от 28.12.13г. № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» (СОУТ)). Однако, этот вопрос не однозначен. Суть в том, что кто — то должен выполнять те или иные работы относятся к опасным и вредным. В такой обстановке работники должны быть по максимуму защищены, в том числе при заболевании или травме. Это в полной мере касается лиц пострадавших от радиации и не только участников аварии на Чернобыльской АЭС но и других ликвидаторов аварий и катастроф, в том числе участвовавших в подразделениях особого риска. К примеру с принятием закона 2004г. №122-ФЗ ветеранам ПОР из 25 льгот, оставили 14. Все самые весомые льготы и компенсации были отменены, а обещанные М. Зурабовым в взамен — пшик. Вместе с тем, большинство ветеранов особого риска (ПОР) потеряли здоровье и рано ушли в мир иной, а оставшиеся в живых влачат жалкое существование. Особенно много проблем с лечением (госпитализацией), лекарствами и получением путёвок на отдых (реабилитацию). Нас усиленно стараются приравнять к рядовым пенсионерам.
Согласно постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.91 № 2123-‑1 к участникам подразделений особого риска (ПОР) относятся граждане участвовавшие в испытаниях ядерного оружия или непосредственные участники ликвидации аварий и катастроф в т.ч. на ядерных установках надводных и подводных кораблей, а также других военных объектах. В связи со спецификой деятельности по понятным причинам об этом мало пишут и говорят. Однако мне хотелось бы остановиться на отдельных позициях, касающихся трудовых отношений работников пожарной службы (охраны), деятельность которых из‑за высокого риска также имеет свою специфику. Они не относятся к категории лиц из подразделений особого риска, но их повседневная деятельность зачастую связана с множеством опасностей и угроз для жизни и здоровья.
У граждан СССР (особенно в приграничных — России, Украины и Белоруссии) сохранилась в памяти авария на Чернобыльской АЭС на территории Украине (26 апреля 1986г. — 39 лет тому назад). В результате‑ разрушения реактора четвёртого энергоблока в окружающую среду было выброшено большое количество ‑ радиоактивных веществ, начался сильный пожар. Личный состав пожарных расчетов, возглавляемых офицерами В. Кибенком и В. Правиком, героически боролся с огнем. Распространение огня удалось предотвратить, но молодые ребята погибли от лучевой болезни. Им посмертно присвоено звание Героев Советского Союза. Пожарные, по выражению писателя В. Гиляровского, «всю жизнь на войне, каждую минуту рискуют головой». То — есть жизнью. Просчитать и заранее предвидеть ситуацию сложно, на любом пожаре фактически невозможно. Вот почему имеют место случаи гибели и травмирования пожарных в период исполнения ими трудовых (служебных) обязан‑
Пожарные полной отдачей сил, служат примером высокого профессионализма и верности своему призванию». Они осознают опасность своей профессии, и несмотря на постоянную угрозу жизни и здоровью, успешно ликвидируют тысячи пожаров и спасают людей. Как сказано в докладе «О состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера», только в 2023 г. на пожарах спасено 26 905 чел.
(Справка: В первые часы аварии наиболее серьезной опасности подверглись жители г. Припять, находившихся в 4 км от аварийной станции. Это вынудило уже 27 апреля провести эвакуацию населения города. Однако, этого оказалось недостаточно, поэтому были переселены жители из населенных пунктов в радиусе 10 км, а в последующем в радиусе 30 км зоны. Только в 1986г. из района катастрофы эвакуировано 116 тыс. чел. из 188 населенных пунктов. Из зараженной зоны вывезено 60 тыс. крупного рогатого скота и других сельскохозяйственных животных. На 1 января 1987г. из населенных пунктов УССР было эвакуировано 91,4 тыс. чел., БССР – 23, 6 тыс. чел., Брянской обл. – 174 чел.).
Вредные и опасные факторы и их последствия
На законодательном уровне (см. ст. 9 Федерального закона от 22.07.08 № 123‑ФЗ «Технический регламент о Требованиях пожарной опасности») установлен перечень опасных факторов пожара, которые негативно воздействуют на людей и, конечно, на пожарных, обязанностью которых является ликвидация пожаров. К опасным факторам пожаров относятся: пламя и искры; тепловой поток; повышенная температура окружающей среды; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения; пониженная концентрация кислорода; снижение видимости в дыму.
Сопутствующие проявления опасных факторов пожара: осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества; вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества; опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара; воздействие огнетушащих веществ.
К числу вредных факторов, с которыми постоянно сталкиваются пожарные, также следует отнести суточный режим несения службы. Работа в таком режиме не даёт возможности для полноценного отдыха, ибо в ночное время (даже при отсутствии пожаров, учений и т.д.) отдых допускается только одетым в верхнюю одежду ихз=за жёстких нормативов по сбору и выезду по сигналу «Тревога» приводят к стрессам, создают дополнительные предпосылки для возникновения у пожарных различных профессиональных заболеваний. Уровень оплаты труда пожарных, а это – мужчины, у которых есть семьи с детьми, – достаточно низкий. Это заставляет многих в свободное время заниматься подработкой, что отрицательно сказывается на их здоровье.
Специфика Деятельности пожарных, связанная с повышенным риском, сопряжённым с тяжёлым физическим трудом и психологическими нагрузками, суточный режимом несения службы в сочетании с отсутствием реальных возможностей для полноценного отдыха в свободное время дают основание утверждать, что трудовые права пожарных должны быть защищены на законодательном уровне. В ТК РФ регулируются особенности труда различных категорий работников. Так, в гл. 49.1 ТК РФ установлены особенности труда дистанционных работников; в гл. 54 устанавливаются особенности регулирования труда работников религиозных организаций; гл. 54.1 посвящена особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров и т.д.
Вместе с тем в ТК РФ нет конкретных данных, где были бы определены особенности труда многотысячного отряда работни ков различных видов пожарной охраны (федеральной противопожарной службы МЧС России, государственной противопожарной службы субъектов РФ, ведомственной, муниципальной, частной, штатных работников добровольной пожарной охраны). У таких работников есть право рисковать, не щадя своего здоровья для спасения других. Им разрешается тушить электроустановки, находящиеся под напряжением до 10 кВ, предварительно дав письменное согласие (расписку) на добро‑ вольное выполнение подобных действий. То есть добровольно – принудительно снимают ответственность чиновников за последствия.
Право пожарных на риск для собственной жизни и здоровья нашло отражение в ст. 2141 ТК РФ, устанавливающей запрет на работу в опасных условиях труда. В ней, в частности, предусматривается: «Установленный настоящей статьей запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений».
В развитие указанных требований издано распоряжение Правительства РФ от 04.12. 2021г. № 3455‑р «Об утверждении перечня работ, на которые не распространяется запрет, установленный статьей 2141 Трудового кодекса Российской Федерации». Согласно этому документу работы, связанные с ликвидацией аварий и тушением пожаров, отнесены к числу опасных. Пожарные в ходе своей деятельности по тушению пожаров и ликвидации ЧС природного или техногенного характера могут рисковать и осознанно подвергать свою жизнь опасности.
Таким образом, представляется правильным и логичным, что кто‑то должен спасать людей и бороться с вышедшей из‑под контроля стихией огня. Но при этом должна быть обеспечена надлежащая защита трудовых прав работников (лиц гражданского персонала) различных видов пожарной охраны. В ТК РФ, как уже отмечалось выше, не регулируются особенности труда пожарных. Имеет смысл обратить внимание на другие законодательные акты, в том числе – на Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности».
Мне в своё время будучи преподавателем на кафедре БЖД в академии МГАВТ, а потом заведующем кафедрой «Охраны и безопасности труда» в академии МАГМУ подробно приходилось вникать в нелёгкий труд спасателей и пожарных, а потом в соответствии с нормами Федерального закона от 2. 5.06 № 59г.‑ ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращаться в разные инстанции, в том числе Минтруд России, который уполномочен осуществлять государственную политику и нормативное регулирование в сфере условий и охраны труда, с просьбами о получении разъяснений по ряду вопросов, касающихся регулирования охраны труда работников пожарной. Но следует сказать получал отписки — воз и ныне там. Видимо здесь есть что сказать в адрес чиновников противопожарных служб и самого МЧС России.
О минимальном возрасте приёма на работу
В ст. 7 Федерального «О пожарной безопасности» устанавливается: «В Государственную пожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17-ти лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы». Департамент условий и охраны труда Минтруда России письмом от 29.05.24г. № 15‑1/ ОГ‑1905 на просьбу автора прокомментировать данную ситуацию сообщил: «В соответствии с п. 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.12 № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесённым к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В этой связи Минтруд России не наделен полномочиями о разъяснении нормативных правовых актов других ведомств. Дополнительно информируем, что письма Минтруда России являются мнением специалистов Департамента по поставленным в обращении вопросам и не являются нормативными правовыми актами. Согласно ст. 265 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет, в том числе на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Перечень работ, при выполнении которых запрещается применение труда работников моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.20г. № 163 (далее – Перечень)». Налицо разница в требованиях ТК РФ и Федерального закона «О пожарной безопасности» в части минимального возраста приёма работников на работу в Государственную противопожарную службу. Это различие существует много лет, и нет ясности – будет ли найдено справедливое решение. На вопрос о том, будет ли Минтруд России, если будут выявлены нарушения требований ТК РФ и постановления Правительства РФ от 25.02.00г. № 163, реагировать на них и в установленном порядке вносить предложения в заинтересованные структуры об их устранении, ответа не последовало.
В чём необходимость специальная оценка условий труда
В ст. 8 Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливается: «На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций». В настоящее время гарантии и льготы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда всем работникам, в том числе личному составу
Государственной противопожарной службы, охраняющему от пожаров организации с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.13г. № 426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» (СОУТ). Автор в своем обращении в Минтруд России просил разъяснить следующее: Могут ли быть предоставлены льготы и компенсации личному составу Государственно -противопожарной службы, охраняющему от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, без про‑ ведения для них СОУТ, только на том основании, что разные категории работников этих предприятий получают различные льготы по результатам СОУТ, проведенной непосредственно на их рабочих местах? Есть ли необходимость внесения изменений в указанную статью закона, которые гармонизировали бы ее требования с нормами Федерального закона «О специальной оценке условий труда»? Будет ли Минтруд России вносить предложения по внесению изменений в содержание указанной статьи, если оно не согласуется с требованиями Федерального закона № 426‑ФЗ?
В письме Департамента охраны труда от 29.05.24г № 15‑1/ОГ‑1905 отмечается, СОУТ пожарных должна проводиться на общих основаниях в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.13г. № 426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.14г. № 33н. Прокомментируем данную позицию После вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» было принято постановление Правительства РФ от 14.04.14г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
В указанном постановлении предусматривалось, что особенности проведения СОУТ пожарных и спасателей должны устанавливаться отдельным приказом Минтруда России, однако спустя некоторое время данная позиция без объяснения причин была исключена из постановления Правительства РФ. Приказом Минтруда России от 24.01.14г. № 33н «Об утверждении. Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован в Минюсте России 21.03.14г., регистрационный № 31 689) не регулировались особенности проведения СОУТ, учитывающие специфику деятельности именно пожарных и спасателей. Важно подчеркнуть, что эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, не может участвовать в тушении пожаров и ликвидации различных аварий из‑за угрозы его жизни. Он не может надлежащим образом оценить условия труда пожарных, когда они проходят тренировку в тепло дымо — камере, на полосе огневой подготовки, отрабатывают нормативы или навыки работы при подъеме по автомеханической пожарной лестнице на высоту 30 м и более и т.д.
В таких условиях проведение СОУТ пожарных «на общих основаниях», без учёта специфики их деятельности и режима работы, не даёт возможности объективно и качественно оценить условия их труда и, соответственно, установить положенные им льготы и компенсации.
Кому полагаются дополнительные льготы и компенсации.
Помимо сказанного выше, в ст. 118 ТК РФ предусматривается: «Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации». В соответствии с указанной статьей дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы. При этом в упомянутой статье ТК РФ не раскрывается смысл понятия «особенности Выполнения работы». Между тем именно особенности выполнения работы дают основание для предоставления работник дополнительного оплачиваемого от‑ пуска за особый характер работы.
В соответствии ч. 2 комментируемой статьи перечень категорий таких работников, а также минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы и условия его предоставления определяются Правительством РФ. Однако указанный перечень отсутствует. Вместе с тем некоторым категориям работников так и дополнительные оплачиваемые отпуска установлены. Так, например, постановлением Правительства РФ от 06.06.13 г. № 482 (ред. от 23.06.14 г.) «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» дополнительный отпуск установлен ряду категорий медицинских работников.
Аналогично решён вопрос о предоставлении дополнительного отпуска работникам представительств РФ за границей. Условием предоставления такого отпуска является работа определенных странах (постановление Правительства РФ от 21.04.10 № 258). Для работников пожарной охраны аналогичных постановлений Правительства РФ нет. Есть только приказ МЧС России от 03.06.11 № 285 (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.11г., регистрационный № 21 253), которым установлены дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж работы только для работников федеральной противопожарной службы МЧС России.
В этом приказе установлена следующая продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от стажа работы от пяти до 10‑ти лет – три календарных дня; от 10‑ти до 15‑ти лет – пять календарных дней; от 15‑ти до 20‑ти лет – 10 календарных дней; свыше 20‑ти лет – 15 календарных дней. Требования указанного приказание распространяются на работни‑ ков других видов пожарной охраны (ведомственной, субъектовой, муниципальной и частной), хотя все они вместе, плечом к плечу работают при ликвидации одних и тех же пожаров.
По мнению автора, дополнительный ежегодный отпуск за стаж работы и дополнительный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях или за выполнение, как предусмотрено в ст. 118 ТК РФ, трудовые обязанностей в особых условиях – это разные виды отпусков. Их предоставление работникам пожарной охраны должно быть четко отрегулировано на законодательном или нормативном уровне.
В подтверждение сказанного можно привести ст. 59 Федерального закона от 23.05.16г. № 141‑ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с указанной статьей: «1. Сотрудникам федеральной противопожарной службы устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков: 1) за стаж службы в федеральной противопожарной службе; 2) за выполнение служебных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях; 3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; 4) за ненормированный служебный день. 2 Дополнительный отпуск за стаж службы в федеральной противопожарной службе предоставляется сотрудникам федеральной противопожарной службы в календарном исчислении из расчета:
1) от десяти до пятнадцати лет службы – пять календарных дней; 2) от пятнадцати до двадцати лет службы – десять календарных дней; 3) более двадцати лет службы – пятнадцать календарных дней. 3 Дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях продолжительностью не менее десяти календарных дней предоставляется сотрудникам федеральной противопожарной службы, выполняющим служебные обязанности во вредных и (или) опасных условиях, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности». Особо подчеркнём, что требования этого Федерального закона не распространяются на работников пожарной охраны, – они применимы только к сотрудникам федеральной противопожарной службы, имеющим специальные звания рядового и начальствующего состава. Что касается вопросов предоставления другим категориям работников, а именно – работникам различных видов пожарной охраны дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и за особый характер работы, а также условий их предоставления, то он остается открытым.
О некоторых особенностях проведения СОУТ
В Методике проведения специальной оценки условий труда (СУОТ), утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.14г. № 33н, не были отражены особенности проведения СОУТ на рабочих местах пожарных, так как на момент издания этого документа предусматривалась подготовка отдельного приказа этого федерального орган исполнительной власти. Издание Минтрудом России приказа от 21.11.23г. № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован в Минюсте России 30.11.23г. регистрационный № 76 179) не решило проблему установления особенностей проведения СОУТ на рабочих местах пожарных.
В частности, не появилось ответов на такие вопросы: Где конкретно рабочее место пожарного? Каков механизм оценки воздействия на здоровье пожарного опасных факторов пожара, установленных в ст. 9 Федерального закона от 22.07.08г. № 123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»? Как правильно оценивать условия труда пожарных и возможные риски для их жизни и здоровья? По этим и другим позициям, необходимым для качественного проведения СОУТ и оценки профессиональных рисков, должной ясности нет.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 04.12.21г. № 3455‑р «Об утверждении перечня работ, на которые не распространяется запрет, установленный ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации» работы, связанные с ликвидацией аварий и тушением пожаров, отнесены к числу опасных. От ответа на вопросы о том, есть ли необходимость проводить СОУТ н рабочих местах пожарных и спасателей и тратить на её проведение значительные бюджетные средства, или рабочие места пожарных и спасателей следует автоматически (без проведения СОУТ) признать опасными и отнести их к классу 4 (опасные условия труда), должностные лица Минтруда России уклонились. По мнению автора, сложилась малопонятная да работников пожарной охраны мизерный. Это дает основание полагать, что СОУТ, особенности проведения которой для пожарных и спасателей четко не отрегулированы, не выполняет своего предназначения.
Некоторые особенности режима труда и отдыха.
В ст. 7 Федерального закона от 21.12.94г. № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено: «Продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы (ФПС), непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведен и аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду, если иное не предусмотрено федеральным законом». Департамент условий и охраны труда Минтруда России на вопросы о том, есть ли согласованный с Минтрудом России нормативный правовой акт МЧС России, в котором устанавливается суточная продолжительность несения службы личным составом ФПС и говорится о том, могут ли водители пожарных автомобилей нести службу в суточном режиме (сутки – дежурство, трое – отдых), предоставил следующую информацию:
«В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, предусматривающий продолжительность рабочей недели, работу ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.
Согласно требований ст. 103 Трудового кодекса сменная работа – работа в две, три или четыре смены – вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна работать в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов.
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. При этом работа в течение двух смен подряд трудовым законодательством запрещается. Одновременно информируем, что ст. 94 Трудового кодекса для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (подклассы 3.3, 3.4 и класс 4), гд установлена сокращённая продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе – 8 ч; при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 ч.
При этом в случае наличия соответствующей договоренности строгого социального партнерства в рамках от рос левого (межотраслевого) соглашения, коллективного договора, а также письменного согласия работника возможно увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) при 36-часовой рабочей неделе – до 12 ч; при 30-часо- вой рабочей неделе и менее – до 8 ч». В полученном письме Департамента условий и охраны труда от 14.05.24 № ОГ‑24342 дана ссылка на ряд статьей ТК РФ, содержание которых не дает четких ответов на вопросы, поставленные в обращении. Должностные лица Минтруда России воздержались от ответа на вопрос о наличии, как это предусмотрено в ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности», согласованного с Минтрудом России нормативного правового акта, который устанавливал бы продолжительность несения службы личным составом Федеральной противопожарной службы.
После развала страны вопрос предоставления бесплатного питания стоит остро и проблемно. Суть в том, что столовые и буфеты на большинства предприятий и организаций оказались ликвидированы. На отдельных предприятиях и в организациях до настоящего времени работники вынуждены питаться, где и как попало, как правило берут «обед» с собой. В конечном итоге это отрицательно сказывается на их здоровье. В тоже время в ст. 222 ТК РФ предусматривается: «Работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты». В № 6 журнала «Охрана труда и социальное страхование» за 2024 г. был опубликован приказ Минтруда России от 19.03.24г. № 122н «О внесении изменений в Перечень отдельных видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно‑профилактическое питание, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.05.22г. № 298н» (зарегистрирован в Минюсте России 18.04.24г., регистрационный № 77 927). Многие работодатели стремятся вместо питания выплачивать деньгами, притом ссылаются на согласие профсоюза и самого работника.
В обновленном Перечне (позиция 3773) предусмотрено, что работникам, в том числе дежурным газо — спасателям, бесплатно в период дежурства предоставляется по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (ЛПП). В обращении в Минтруд России был задан вопрос, должно ли бес‑ платно выдаваться лечебно‑профилактическое питание пожарным, которые так же, как и газо- спасатели, работают во вредных и (или) опасных условиях труда, осуществляя ликвидацию последствий различных аварий и ЧС, а также тушение пожаров на различных объектах и в населенных пунктах. В письме Департамента условий и охраны труда Минтруда России было отмечено, что лечебно‑профилактическое питание выдаётся только тем работникам, наименование должностей, профессий или специальностей, а также виды работ, на которых они заняты, поименованы в Перечне.
В указанном Перечне содержится информация о 3774 категориях работников, труд которых сопряжены с повышенным риском и вредными условиями труда, но работники пожарной охраны не включены в приказ Минтруда России от 16.05.22 № 298н, которым утвержден Перечень отдельных видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно‑профилактическое питание, витаминные препараты (с изменения‑ ми от 19.03.24). МЧС России ведет учет аттестованных аварийно-спасательных формирований (АСФ), в том числе на право ведения газоспасательных работ. По данным этого ведомства (письмо от 23.05.24 г. № МГ‑12‑31), в стране имеется 1365 АСФ; из них 504 являются нештатными и 47 – пожарно‑спасательными – выполняющими совмещённые функции газо‑спасательных формирований.
Просматривается определенная непоследовательность: если пожарное подразделение выполняет газоспасательные работы, то работники могут рассчитывать на бесплатное лечебно‑профилактическое питание, а если это обычная пожарная часть, то работникам ничего не положено. В обсуждаемом письме Департамента условий и охраны труда Мин‑ труда России нет ответа на следующие вопросы: Какими критериями руководствовались в Минтруде России при формировании перечня должностей, профессий и специальностей, которым предоставляется право на бесплатное получение в период дежурства лечебно‑профилактического питания? Почему в упомянутый перечень не были включены пожарные, почему им не предоставлено право бесплатно по установленным нормам получать лечебно‑профилактическое питание? Будут ли Минтрудом России внесены дополнения в приказ, предусматривающие включение работников пожарной охраны в перечень лиц, которым бесплатно в период суточного дежурства должно выдаваться ЛПП? Вопрос предоставления работникам пожарной охраны лечебно‑профилактического питания не является праздным. Он требует аргументированного объяснения – на каком основании такие работники не включены в Перечень из 3774 должностей, профессий или специальностей работников, которым должно бесплатно пре‑доставляться ЛПП.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающие
Согласно нормам ст. 221 ТК РФ работникам, в том числе пожарным, для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, должны бесплатно выдаваться средства индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающие средства. Как указано в ТК РФ, СИЗ включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты.
С 01.09.23г. вступили в силу Единые типовые нормы (ЕТН) выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утверждённые приказом Минтруда России от 29.10.21г. № 767н (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.21г., регистрационный № 66 671) и Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утверждённые приказом Минтруда России от 29.10.21г. № 766н (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.21г., регистрационный № 66 670). В соответствии с п. 4 упомянутых Правил обеспечение СИЗ и смывающими на основании ЕТН выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного органа работников (при наличии).
В ЕТН установлены нормы выдачи СИЗ двум категориям работников пожарной охраны – мастеру газодымозащитной службы (ГДЗС) и пожар‑ ному (см. выдержку из приложения к приказу Минтруда России № 767н), хотя в органах управления и пожарных больше штатных должностей. Перечень СИЗ, которые должны выдаваться пожарному для работы при ликвидации пожаров, различных ЧС природного и техногенного характера, состоит всего из пяти наименований. Человеку, далёкого знания специфики пожарного дела, ясно, что их количество и ассорти‑ менее позволят обеспечить эффективную и надёжную защиту пожарного от большого количества вредных и (или) опасных факторов, с которыми ему приходится иметь дело на прак‑ тике. каска защитная от повышенных температур.
Пожарному вместо каски для за‑щиты головы по ЕТН предусматривается выдача головного убора для защиты от общих производственных загрязнений; в ЕТН не предусмотрена бесплатная выдача пожарным боевой одежды, спасательного пояса, кара‑ бина, подшлемника и т.д. Комментировать требования ЕТН по обеспечению работников пожарной охраны СИЗ сложно. Понятно, что тушить пожар без каски, в головном уборе для защиты от общих производственных загрязнений, недопустимо. Это нарушение требований охраны труда и прямая угроза жизни.
Подразделения пожарной охраны, комплектуемые работниками, имеются в ведении различных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципалитетов и частных организаций. Больше всего работников трудится в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России. Пожарные подразделения имеют разную подчиненность, но при этом основным источником их финансирования является федеральный, субъект. Приложение № 1 к приказу Минтруда России от 29.10.21г. № 767н (Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям – должностям).
Согласно ст. 41 ТК РФ в коллектив‑ ном договоре с учетом финансово — экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми. В частном в пожарном подразделении работодатель может самостоятельно, никого не спрашивая, существенно улучшать условия труда и нормы обеспечения своих работников, но, таких примером мало.
Сегодня работодателю предоставлены большие права и возможности в создании работникам здоровых и безопасных условий труда, но это не исключает необходимости нормирования расходов на обеспечение работников бюджетных структур, к которым относятся пожарные подразделения. Ответственный работодатель пони‑ мает, что при выдаче СИЗ по нормам, которые заложены в ЕТН, обеспечить защиту жизни и здоровья пожарного весьма проблематично, поэтому работодателю приходится самостоятельно устанавливать перечень средств защиты для различных категорий работников пожарной охраны.
Работодатель сам устанавливает сроки эксплуатации выдаваемых СИЗ, определяет количество необходимых смывающих средств. Работодатель вправе принять решение об обеспечении работников бесплатным лечебно‑профилактическим питанием, определив перечень профессий (должностей) таких работников и порядок их обеспечения ЛПП посредством включения соответствующих положений в коллективный договор. То же касается выдачи СИЗ, вопросов предоставления работникам пожарной охраны льгот, гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Вопросы защиты человека труда всегда стояли остро и злободневно, особенно он обострился в постсоветское время. Здесь первостепенное место должно отводится лицам которые работают во — вредных условиях труда, прежде сего в таких структурах как спасательные и пожарные службы.
Профессор, специалист по ОТ и ПБ, писатель, журналист
В.А. Попович
30. 03. 25г.