22 июня 1941г грянуло германское фашистское нашествие, началась страшная Война, сильно ударившая по всем сферам и всех направлений. В том числе, и по кинематографу. Но дальше – только со всей страной бороться и сопротивляться. Ради несомненной будущей Победы. И потому, прежде всего, пусть и в условиях уже начавшейся войны, но закончить съемки нескольких художественных игровых фильмов. Так, в Ленинграде, на Ленфильме, под уже нескончаемые обстрелы и бомбежки, доснимаются и выходят на экраны: музыкальная комедия «Антон Иванович сердится» (реж. А. Ивановский) – 29 августа 1941, и «Маскарад» М. Лермонтова (Герасимов) – 16 сентября 1941-го. Аналогично в Москве, на Мосфильме, к Ноябрьским праздникам: культовая советская комедия «Свинарка и пастух» (И. Пырьев) – 7 ноября 1941г., и драма «Дело Артамоновых» М. Горького (Г. Рошаль) – 8 октября 1941.
А на Одесской киностудии доснимаются: мелодрама «Дочь моряка» (Г. Тасин) и про столкновение с немецкой подлодкой, буквально накануне войны, 21 июня 1941-го, чтобы 22-го она не всплыла – «Морской ястреб (В. Браун) 16 октября Одесса пала, доснимать пришлось уже в Ташкенте, в эвакуации.
Но фильмы-таки на экран вышли. Пусть и в 1942-м уже боевом году. «Ястреб» – 24 января, а «Дочь моряка» уже по весне – 10 мая 1942 г. А вообще, для подъема силы воли, стойкости и мужества советского народа, советские кинематографисты – снимали на фронтах бесчинства врагов и героизм советских воинов.
Мосфильм оперативно переходит на выпуски короткометражных, 50–60 минут общей сложности, агитационных новелл в «Боевых киносборниках». Прославляя боевые качества советских воинов, воспевая непоколебимый дух советского народа, и высмеивая трусость и жестокость фашистских извергов.
Первый, с участием Б. Чиркова во «Встрече с Максимом», вышел 2 августа. 11 августа вышел Второй, а 22 августа в №3 Чирков в образе «Антоши Рыбкина» фашистов уже дурачил.
Однако ситуация становилась значительно сложной: 19 сентября немцы взяли Киев, и приближались уже и к Москве. 9 сентября в «Киносборнике» №4 из «Волги-Волги» вернулась Л. Орлова в роли письмоносицы Стрелки, на мотив «Веселых ребят», распевая духоподъемную песню и раздавая сельчанам письма с фронта. Сменяла ее популярная уже Зоя Федорова, управляя трактором, также пела патриотическую песню. Съемки «Сборников» Мосфильм продолжал еще до начала декабря, снимались в них Н. Крючков, М. Ладынина, Н. Охлопков, М. Яншин, И. Любезнов.
Но 5 декабря снят был последний мосфильмовский №7, и «Сборники» следующие делались уже в эвакуации. Ибо было принято решение по эвакуации всех крупнейших киностудий. Но куда? Да только в советскую Среднюю Азию, где до боев было далеко, а климатические и ландшафтные условия натурные съемки позволяли проводить круглый год. Потому Киевская и Одесская киностудии были эвакуированы на базу национальной Ашхабадской киностудии еще в августе 1941 г. А 15 ноября вышло правительственное постановление. Что-то, по возможности, усилив мосфильмовцами, делать на национальной Ташкентской киностудии (руководителем был назначен будущий лауреат пяти Сталинских премий М. Роом). Филиал Мосфильма Союздетфильм (с 1948г. Киностудия им. М. Горького) для съемок художественных фильмов детских переместить на национальную Сталинабадскую (Душанбе) киностудию (руководителем был назначен будущий лауреат 2 Сталинских премий С. Юткевич). А кинематографическим Центром сделали Алма-Ату, куда переместились все основные силы Мосфильма и Ленфильма, Алма-атинская киностудия становится Центральной объединенной киностудией художественных фильмов – ЦОКС, директором которой был назначен М. Тихонов. Туда же был эвакуирован Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) и Всесоюзная сценарная студия, и задача перед прибывшими в Алма-Ату мосфильмовцами и ленфильмовцами была поставлена одна: поднять боевой дух армии и народа, вселить уверенность в грядущей и неминуемой победе! И первое, особенно в начале, по значимости место, оперативно рассказывая о ходе военных действий, о жизни страны в условиях военного времени. На это была нацелена кинохроника.
Для регулярных выпусков были задействованы 257 фронтовых кинооператоров. Очертя голову, они лезли в самое пекло, не думая, что жизнь может оборваться в одно мгновение. 43 из них, каждый шестой, погибли. Почти все оставшиеся в живых были ранены или контужены, иногда не единожды.
За 1418 дней войны было отснято 3,5 млн метров кинопленки, что стало бесценной реликвией советского документального кино.
В начале 1942 г. вышел, в частности, смонтированный в единую картину из съемок 15-ти фронтовых операторов, масштабный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Авторы И. Копалин и Л. Варламов работали над ним в нетопленных комнатах монтажа сутками, труд их был оценен Сталинской премией. А когда, в 1943 г., фильм под названием «Москва наносит ответный удар» показали в США – он первым из советских был удостоен премии «Оскара».
До полноценных фильмов художественных были сняты также еще 6 «Боевых киносборников»: №8, 17 февраля 1942г., Ташкент. №9, 4 мая, Ашхабад. №10, 10 июня, ЦОКС. №11, 7 августа, Ташкент. №12, ЦОКС, и №13, Сталинабад – 12 августа 1942 г.
После этого «Сборники» выпускать перестали, и, как бы на смену им, на широкий экран страны выходить стали уже фильмы игровые, художественные. 29 марта 1942 г. показали снятую еще до войны, на Ленфильме «Оборону Царицына (Г. и С. «братья» Васильевы). И далее выходят художественные фильмы, снятые только в эвакуации.
1942 г. В Алма-Ате, на ЦОКСе, были сняты и вышли на экраны, по срокам, женственно-лирические: «Машенька» (10.04.42, Ю. Райзман) и «Актриса» (22.04.42, Л. Трауберг). В Ташкенте был снят и вышел на экраны «Александр Пархоменко» (20.07.42, Л. Луков). На ЦОКСе – «Парень из нашего города» с Н. Крючковым и Л. Смирновой (31.08.42, А. Столпер).
В Ашхабаде – «Как закалялась сталь» (28.09.42. М. Донской), а в Сталинабаде – «Клятва Тимура» (продолжение «Тимура и его команды», октябрь 1942, Л. Кулешов). 30 ноября 1942 г. выходит. снятый на ЦОКСе – «Секретарь райкома» (И. Пырьев). А к Новому году, опять дурачащий немцев «Антоша Рыбкин» с Б. Чирковым (31.12.42, К. Юдин).
Год 1943-й порадовал фильмами ЦОКСа: «Котовский» (6.01.43, А. Файнциммер), «Принц и нищий» (24.01.43, Э. Гарин и Х. Локшина), «Непобедимые» (25.01.43, С. Герасимов, М. Калатозов). В Ашхабаде выходят «Партизаны в степях Украины» (2.03.43, И. Савченко). В Алма-Ате: «Она защищает Родину», где русская женщина (Вера Марецкая) возглавляла партизанский отряд (20.05.43, Ф. Эрмлер) и «Во имя Родины» (20.07.43. В. Пудовкин). Выходят, поскольку ситуация на фронтах меняется, и в войне перелом, и фильмы лирические, даже музыкально-комедийные. В Ташкенте – «Ходжа Насреддин» (2.08.43, Я. Протазанов), на ЦОКСе, с М. Жаровым и Л. Целиковской, «Воздушный извозчик» (26.08.43, Г. Раппапорт),
6 октября 1943 г. в Ташкенте – премьера «Два бойца» с М. Бернесом и Б. Андреевым (Л. Луков), 22 ноября 1943г.: в Алма-ате – «Жди меня» по сценарию К. Симонова (А. Столпер), «Фронт» (Г. и С. Васильевы), а в Сталинабаде – «Новые похождения Швейка» (С. Юткевич).
Год 1944. Значительная часть оккупированных территорий уже освобождена и советские войска придвигаются к границам СССР, кинематографистам можно уже думать и о возвращении, но пока они продолжали интенсивно работать в эвакуации. В Ашхабаде героизму партизанки Олены Костюк посвящается «Радуга» (24.01.44, М. Донской), 13 февраля вышел снятый еще в 1943 г. на Мосфильме «Кутузов» (В. Петров). На Тбилисской киностудии, с Ф Раневской и Э. Гариным, снята бессмертная комедия «Свадьба» по А. Чехову (14.02.44, И. Анненский).
В Алма-Ате – трагическое «Нашествие» (22.02.44, А. Роом). В Ташкенте – «Я – Черноморец» с Б. Андреевым (21.03.44, В. Браун, А. Мачерет). На ЦОКСе – лирические «Черевички» (21.04.45, Н. Кошеверова), Мосфильм – «Небо Москвы» (1.06.44, Ю. Райзман). Светлый образ советских женщин представляет «Большая земля» (5.08. 44, С. Герасимов). Про угнанных в Германию советских заключенных – фильм «Человек №217» (9.04.44, М. Роом). На Союздетфильме в Сталинабаде – «Зоя» (Космодемьянская) (22.09.44, Л. Арнштам).
Во второй половине 1944 г., когда боевые действия уже перемещаются и за пределы СССР, все эвакуированные стали возвращаться. 23 ноября 1944, выходит, снятая на Свердловской киностудии, оперетта «Сильва» (Ал-др Ивановский).
С мастерски созданными декорациями Москвы и Кремля снимается и выходит фильм «В шесть часов вечера после войны» (И. Пырьев). Причем май как месяц Победы был предсказан абсолютно точно именно тогда. В декабре 1944 г., уже после снятия блокады Ленинграда, выходит как память, лента про блокадную девочку – «Жила-была девочка» (В. Эйсымонт). В Алма-Ате же снималась первая серия «Ивана Грозного» (С. Эйзенштейн). Идея единения страны под сильной рукой грозного властителя, столь важная в военное время, в ней удалась, и фильм был удостоен Сталинской премии. На примере которого можно еще и показать, в каких условиях подобные съемки могли осуществляться в Средней Азии. Так, проявляя чудеса изобретательства, из тростников были сплетены огромные маты, на которых отлично держалась штукатурка, и целая бригада художников расписывала их, в точности воссоздавая интерьеры кремлевских залов, царских покоев и собора, в котором происходила торжественная коронация.
В сцене, когда к И. Грозному, удалившемуся в Александровскую слободу, идет народ, прося о возвращении в Москву, резко выделяется орлиный профиль царя, занимающий весь правый угол кадра, а внизу, в далекой перспективе видно, как на белом снегу извивается черная лента, теряющаяся где-то вдали – шествие народа, направляющегося в слободу. Но снега-то никакого в превратившемся в Подмосковье, в Каскелене под Алма-Атой жарким летом нет – и что делать? Могущей заменить снег соли нет, и заменили все тогда мелом, разбросав по нему борную кислоту, чтобы создавалась иллюзия сверкающего на солнце снега. Однако алма-атинская электростанция еще и не могла днем и вечером обеспечивать студию электроэнергией, т.е. светом, и потому съемки большинства картин проходили по ночам, а в десять часов утра актеры разгримировывались.
Н. Черкасову по ходу съемок делали 16 возрастных гримов, и вот, в гриме, в течение 3 дней, в эпизоде взятия Казани, он при жаре в 70 градусов с холма – места царской палатки, наблюдал все батальные эпизоды. А для выхода его из шатра требовались на небе облака для создания перспективы кадра, и около 16 съемочных дней Черкасов был наготове на случай появления облаков. Пока, наконец, в горах Алатау не выпал снег и не появились красивые узорчатые облака, и киногруппа, тут же перебросив съемочную аппаратуру, выход царя из палатки торжественно зафиксировала.
И вот уже год 1945-й, год Победы! 5 января 1945 г. вышли на экраны снятые на Мосфильме, еще 20 февраля 1941 г. «Сердца четырех» (К. Юдин). Тогда, перед возможной надвигающейся войной, лента показалась слишком легкомысленной, и на экраны не вышла, но сейчас, в преддверии Победы, как оптимистический заряд – именно то что надо! Замечательная комендийная лента! А 16 января, наоборот, «Иван Грозный» и 29. января 1945 – «Великий перелом» о Сталинграде (Ленфильм, Ф. Эрмлер).
Ну, а далее, уже после Победы, на Ленфильме же, в 1946 г. вышла и ставшая любимой и знаменитой «Золушка», идея создания которой по сказке Ш. Перро родилась у Н. Кошеверовой именно по дороге из эвакуации. Замысел: сделать девочку, награжденную за свою искреннюю доброту, трудолюбие и самоотверженность, в каком-то смысле символом пережившего и вынесшего на своих плечах все тяготы самой жестокой и кровавой в истории войны поколения, 1 апреля 1946 г. вышел снятый в 1945 г. на Ленфильме бессмертный «Небесный тихоход» (С. Тимошенко), а 15 марта 1946 г. – на Союздетфильме «Пятнадцатилетний капитан» (В. Журавлев). Жизнь после Победы становилась все более мирной, спокойной и радостной, а фильмы войны жизнь такую и победу только приближали. Стали легендой советского кинематографа, а многие их создатели были награждены (некоторые и неоднократно) Сталинскими премиями. Слава им! Фильмам и их создателям!