Тема фашизма возникла не в XX веке, и даже не в XIX веке. Конечно, до поры до времени эта тема как бы вообще отсутствовала в духовном пространстве, была латентной. В различных обществах периода премодерна вопрос о гуманизме, как правило, не вставал вообще.
Но всё-таки почва для фашизма возникала в духовной сфере ещё до нашей эры. Пожалуй, наиболее ранним фактором для обострения этой темы стал рубеж появления первых элементов хилиазма – богословского понятия (теории), представлений в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении 1000 лет. Под хилиазмом понимается огромный спектр учений об эпохе торжества правды Божьей на земле, о реализации фундаментальной мечты человечества о будущем идеально-справедливом земном мироустройстве. Хилиазм возник сначала в зороастризме, впоследствии – в иудаизме, а в дальнейшем – в христианстве, как самом главном направлении философско-религиозных учений и мировоззрений, отстаивающих идеи Тысячелетнего Царства для всех, без деления на «чистых» и «нечистых», «грешных» и «святых». Хилиазм в дальнейшем предопределил возникновение гуманизма как системы построения человеческого общества, в котором высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально праведной. Именно идеи хилиазма и гуманизма определяли несколько последних веков лицо человечества.
Ответной, контрхилиастической реакцией стал гностицизм – общее название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Общим для всех гностических систем является дуалистическое представление о злой либо ограниченной в своём могуществе силе (Демиурге), и высшем «добром» Боге, сострадающем человечеству.
В дальнейшем, ответной, контргуманистической реакцией – стало возникновение фашизма. Гуманизму в настоящее время противопоставляется как антитеза именно фашизм, формировавшийся в капиталистических государствах во второй половине XIX века – начале XX века, но черпающий источники в тибетской религии бон – национальной религии тибетцев, которые отличают её от тибетского буддизма, хотя и используют многие общие с ним термины и учения.
Фашизм – обобщённое название политических движений и идеологий, проповедующих форму правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антикоммунизм, антилиберализм, ксенофобию, реваншизм, шовинизм, вождизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию, этатизм и, в ряде случаев, синдикализм, расизм и политику геноцида. Но самыми главными отличительными чертами фашизма являются вопиющее социальное неравенство, исключительно иерархическое устройство общества, социальная стратификация общества с обязательным присутствием в ней господ («приближённых к тайне»), слуг («обречённых на неразвитие») и рабов («обречённых на вымирание и уничтожение»).
Тибетские буддисты рассматривают бон как отдельную религию, однако учёные полагают, что бон наиболее точно можно охарактеризовать как неортодоксальную форму буддизма. Религия бон происходит из восточного маздаизма (маздеизма) – общего названия ряда древнеиранских религий, предшествовавших зороастризму, в котором исторически впервые зародились идеи хилиазма (предтечи и источника гуманизма), ввиду чего и произошло начало сущностного и онтологического разделения между зороастризмом и маздаизмом, который получил в дальнейшем распространение в Тибете и обусловил борьбу смысловых начал – гуманизма и фашизма в последние века. В ранней форме бон усматриваются элементы верований, распространённых на территории древнего Ирана. Ранний бон был синтетической религией, соединившей разные местные анимистические верования, местные шаманские и иноземные религиозные практики в некий ритуально-философский сплав. Ритуалы древней версии бон носили шаманский характер и включали различные жертвоприношения, в том числе и человеческие.
Периодизация | Индийские религии | Иранские религии | Тибетские религии | Другие религии |
Древний период | Ведизм | Маздаизм | ||
Более поздний период | Брахманизм | Туранские религии | Митраизм | |
Современный период | Индуизм | Зороастризм | Бон | Гиндукушская религия |
Кроме иранского влияния на создателей бон юндрунг, было оказано также индийское влияние. Шиваизм преобладал в районах, граничащих с Западным Тибетом, на Кашмире, в Гилгите и Свате. Таким образом, бон юндрунг является синкретической религией, которая впитала элементы пришлых древних иранских религий, внешнего шиваизма, а также пришлого буддизма и сохранила остатки древнего тибетского язычества мичой. Современный фашизм очень часто прикрывается буддизмом, хотя его источником является более религия бон, а не буддизм. Однако, буддизм крайне удобен для фашистов, так как буддизм – нетеистическая религия, в неё нет Бога, в нём практически отсутствует этика как таковая, нет хорошего и плохого. Это особенно удобно для пропаганды скрытого фашизма, а также проведения «процессов массовой приватизации», порождающей крайнюю степень социального расслоения.
Теософское общество было основано в 1875 году в Нью-Йорке эмигрировавшими в США из Российской Империи немкой Е.П. Блаватской (урождённой фон Ган) и из Великобритании У.К. Джаджем, а также американцем Г.С. Олкоттом. В основе философской концепции теософии лежит семеричный принцип: 7 планов бытия, 7 принципов человека, 7 эволюционирующих рас и другие. Социально-историческая концепция теософии строится на идее «Всемирного Братства Человечества», которая является ведущей во всех мировых учениях (Сангха буддизма, Умма ислама, Община христианства и другие). Учение Е.П. Блаватской опирается на индийскую философию (прежде всего, на буддизм, индуизм и брахманизм). Существует известное сходство между Теософией Е.П. Блаватской и Теософией немецкого христианского мистика, родоначальника западной софиологии Я. Бёме и античного философа-идеалиста, основателя неоплатонизма Плотина.
С точки зрения современных эзотериков и конспирологов, примыкающих к фашизму, с древних времён в Европе якобы враждуют две таинственные организации, ответвлением которых и были многочисленные мистические ордена. Первая называлась «Орден Семидесяти двух», его членами изначально являлись жрецы древнеегипетского бога Сета. Другое название этой организации, под которым она была известна на Востоке, – орден «Зелёный дракон». По мнению современного французского эзотерика и конспиролога Ж. Робена, основными её чертами всегда были антисемитизм и крайний национализм. Своей главной целью орден считал уничтожение положительной традиции инициации, которая проявлялась в иудаизме, христианстве и гуманной ветви ислама. Чтобы помешать приходу Мессии, который есть воплощение принципа добра, члены Ордена «Семидесят два» должны были убивать представителей наиболее древних родов священников, а также изменять мнение народа относительно целей другой, противоборствующей им силы. Она носила название Орден «Приорат Сиона» и была создана специально для того, чтобы препятствовать действиям оппонентов. Для этой цели его представители создавали тайные ордена и организации, в которых тщательно оберегалась положительная традиция.
Каждая сторона имела своих ставленников во всех сферах жизни общества. Даже среди королевских династий Европы существовало такое разделение. Самыми долгими были тайные войны между родами Меровингов и Каролингов, а также гвельфов (Вельфов) и гибеллинов (Штауфенов). Ж. Робен делает вывод, что главной опорой «Ордена Семидесяти двух» является территория современной Германии. Именно там постоянно развиваются и воплощаются в жизнь юдофобские оккультные идеи.
«Зелёный дракон» – мистический тибетский или японский оккультный Орден, упоминающийся в эзотерической и исторической фантастике с начала XX века по начало XXI века. Орден был популяризирован через книгу «Утро магов» бельгийского фламандца Л. Повеля и участника французского Сопротивления Ж. Бержье (настоящее имя Яков Михайлович Бергер), уроженца Российской империи еврейского происхождения. Орден «Зелёный дракон» сотрудничал с Теософским обществом и Обществом Туле (полное название – Группа изучения германской древности) и оказал влияние на известных светских деятелей Европы, путешествовавших на Восток – в Тибет и Японию. При взятии Берлина во Второй мировой войне предполагаемые нацисты обнаружили тибетский (или калмыцкий) облик. Часть их погибла у пулемётов, а другие лежали мёртвые кругом с оккультной атрибутикой, и в центре круга из них – лежал их главарь с надетыми на нём зелёными перчатками, почитавшийся нацистами и «тибетцами» как «новый мессия» и «человек в зелёных перчатках».
Национал-социалистическую элиту представлена как Орден чёрных магов, инициированных и контролируемых тайными обществами (Общество Туле или вымышленное уфологическое тайное общество медиумов Общество Врил. СС (аббр. от нем. Schutzstaffeln «отряды охраны») и Аненербе («Наследие предков», полное название – «Немецкое общество по изучению древних сил и мистики») были описаны как «религиозный орден», чьи «монахи» получали оккультное посвящение в замках СС, выполняя тёмные магические ритуалы. Авторы также выдвинули идею «эзотерического национал-социализма» или «магического социализма». Они включили в свою книгу такие эзотерические организации, как Герметический орден Золотой зари и Теософское общество. Посредством своих оккультных связей инициированные германские элиты якобы поддерживали связи с тибетскими ламами и восточными мифическими царствами – мифической подземной страной Агарти (или Агартха, или Агарта) и мифической страной в Тибете или иных окрестных регионах Азии Шамбала. Концепция Шамбалы первоначально была частью классического индуизма и связывалась в Махабхарате с местом рождения Калки, будущей аватары Вишну. Впоследствии концепция была привнесена и переосмыслена в Махаяне. В современной эзотерической традиции эта концепция впервые отражена Блаватской. В книге упоминается «нацистская наука», описанная как смесь иррациональной магии и футуристических технологий, которые превратились в главное общее место в массовой культуре (на современном слэнге – «клюкву»).
Членство в Ордене «Зелёный дракон» якобы имели П.А. (Жамсаран) Бадмаев, Российская Императрица А.Ф. Романова, Г.Е. Распутин, затем при нацистах К. Хаусхофер, окружение А. Гитлера и некоторые другие видные деятели первой половины XX века. Самым известным членом Ордена «Зелёный дракон» являлся приближённый к Гитлеру Хаусхофер. В карьере этого человека после посвящения в Орден заметен явный перелом. Хаусхофер покинул Восток и перебрался в Германскую империю, где сразу же стал членом тайных обществ «Врил» и «Туле». Вскоре он вышел на Гитлера через своего ученика Р.В.Р. Гесса и на протяжении всего периода становления взглядов будущего вождя германской нации активно на него влиял.
Именно на рубеже конца XIX века – начала XX века в некоторых буддийских монастырях, особенно в тех, где проповедовалось тайное учение бон, заинтересовались Европой. Жрецы бон имели в народе репутацию магов, они широко и эффективно использовали психофизические методы тренировок, позволявшие им творить, с точки зрения европейцев, настоящие чудеса. Одной из целей их было постепенное распространение своего учения на Европу. В этом им способствовало увлечение некоторых германских политиков тайными доктринами учения, способными, по их мнению, изменить ход истории. Эти знания, пришедшие в Германию из Тибета, противопоставлялись христианству и иудаизму, сформировавшимся на Ближнем Востоке. Тайные общества, развивавшие оккультную сторону этих учений, располагались, в основном, в Британии и Франции. Признаки влияния тайных тибетских учений их исследователь Ж. Робен находит и в Российской империи. Главным инструментом Ордена «Зелёный дракон» он считает здесь Распутина, регулярно получавшего из Швеции телеграммы с загадочной подписью «Зелёный». Данную тематику в истории оккультизма нацистской Германии активно развивал Робен, перенявший, в свою очередь, данные идеи у Р. Генона, которые признавались даже последователями данного мистика весьма специфическими и спорными. Робен опирался на сочинения Р. Алло, в своей книге «Гитлер и тайные общества, исследование оккультных истоков нацизма» впервые обратившего внимание на важность использования зелёного цвета в ритуалистике оккультных практик СС. Цвет связывался с мусульманским миром, символизировал рост и продуктивность.
Нацистский оккультизм – совокупность оккультных организаций, движений и учений, связанных с немецким национал-социализмом и Третьим рейхом. Оккультисты играли важную роль на ранних этапах создания НСДАП, «но столь же очевидно», что руководители партии впоследствии активно их преследовали. В автобиографии «Моя борьба» Гитлер открыто нападает на оккультистов Р. фон Зеботтендорфа (настоящее имя Адам Альфред Рудольф Глауэр) и В. Наухауза, «блуждающих немецких учёных-расистов … восхищающихся тёмной доисторической эпохой и каменными топорами».
«Высшими Неизвестными» в оккультных кругах, близких к нацистской верхушке, называли те силы, что в духовном плане стояли за силой Гитлера. Мистики Общества Туле приписывали это название также дьяволу. По словам фон Зеботтендорфа, сказанным в 1933 году, «именно к членам Туле Гитлер пришёл в самом начале, именно люди из Туле первыми присоединились к нему». Фон Зеботтендорф, Гесс, Г.М. Франк, А.Э. Розенберг, Д. Эккарт и К. Харрер все были либо членами общества Туле, либо часто принимали участие в собраниях как гости. Происшедший в июле 1920 году раскол между нацистами и обществом Туле был вызван несколькими причинами: осознанной Харрером необходимостью расширить политическую базу; недовольством Гитлера слабой организацией, отсутствием политических навыков и элитизмом общества; поддержкой со стороны членов общества конкурирующих националистических организаций. Несмотря на разрыв, Общество Туле сыграло важную роль в становлении нацистов: почти все ранние соратники Гитлера были связаны с этим обществом. В НСДАП и её газете поначалу доминировали люди с активным интересом к оккультизму (что не помешало в дальнейшем нацистам преследовать эзотериков).
Основной целью нацизма объявлялось теургическое воссоздание новой расы полубогов на основе расово-чистых арийцев, историческими врагами которых считалась южная раса – выходцы из Гондваны. Важную роль в оккультном нацизме играли легенды об исчезнувших странах (Туле, Агарти, Шамбала), не имевшие ничего общего с существующей политической реальностью. Робен упоминает и загадочное общество «Полярных», связывая его с Третьим рейхом через Арктогею (одно из названий Северной Гипербореи), согласно гипотезе которого, оно – ответвление «Ордена Семидесяти двух» – готовило для фюрера убежище во льдах Арктики, предвидя скорый конец его империи.
Общество Туле – немецкое оккультное и политическое общество, появившееся в Мюнхене в 1918 году. Общество Туле занималось мистическими аспектами происхождения германцев. Название Туле происходит от мифической северной страны из древнегреческих легенд. После свержения коммунистов Общество Туле стало одной из наиболее влиятельных групп в Мюнхене. Члены общества и лица, связанные с обществом, выступили инициаторами и внесли заметный вклад в создание Немецкой рабочей партии (ДАП), позднее переросшей в НСДАП. Основной темой исследований общества было происхождение «арийской расы». Страна Туле, Фула – легендарный остров на севере Европы, описанный древнегреческим путешественником Пифеем в его сочинении «Об Океане». В Средние века Туле часто отождествлялся с Исландией, Фарерскими, Шетландскими, Оркнейскими и Гебридскими островами или даже считался частью Британии, Скандинавии, Ютландии. Однако некоторые из древних авторов ставили под сомнение сам факт существования этого острова. Общество было названо в честь Скандинавии. Нацистские мистики заявляли, что это была столица древней Гипербореи, находившаяся на дальнем севере, рядом с Гренландией и Исландией. Члены общества верили, что арийцы были высшей расой, якобы существовавшей в доисторическую эпоху на легендарном материке Атлантида. Миф гласил, что жители Туле были потомками арийцев, выжившими после гибели Атлантиды. В Обществе Туле были популярны антропософские идеи, его члены верили в то, что арийцы обладали секретным знанием, которое можно перенять путём магических ритуалов. Легенда о таинственном острове выполняла для его членов двойную функцию, которые не только верили в существ, хранящих мудрость мифической цивилизации, но и считали, что немцы – наследники арийцев, что делало их «расой господ». Подобные идеи могли стать популярными среди немцев как результат травмированного или повреждённого общественного массового сознания по итогам проигрыша Первой мировой войны, которое живится не реальностью, а мифами, конспирологией, национальными маниями и комплексами, фрустрациями и стрессами, негативными чертами человеческой природы.
Начиная с 1913 года, слово Туле получило распространение у правых радикалов после издания в Йене издательством «Дидерих» 24-томного собрания северных саг и героических сказаний. Самая монументальная книжная серия носила название «Туле». Это был не просто политический пароль – это было ключевое понятие в националистической мифологии. Но именно фон фон Зеботтендорф превратил эти фантазии в импозантную легенду, которая околдовала немецких националистов.
В 1918 году фон Зеботтендорф создал в Мюнхене расистское народное движение Общество «Туле». Он считал, что Туле являлось древнейшей в истории человечества немецкой культурой и обладало развитой наукой, в частности, её астрономические записи позднее якобы послужили источником для создания рун. Следы этой культуры он находил по всей Евразии, в том числе в Палестине (до того, как туда пришли евреи), даже в Библейских великанах он усматривал намеки на «расу господ».
Члены общества «Туле» принимали деятельное участие в сопротивлении коммунистическому правительству Баварской Советской Республики: просачивались в армейские подразделения, проводили в них агитационную работу и запасались оружием. Некоторые из них даже были арестованы за это. Общество Туле оказывало военную поддержку действиям против левой революции в Баварии весной 1919 года и может считаться предшественником НСДАП, членом которого был Гесс.
В 1918 – 1925 годах, несмотря на интересы основателя, были проведены только две лекции на темы оккультизма. Остальные касались мегалитов, прародины тевтонцев, фольклора, евреев, сионизма и разных политических вопросов. После 1925 года активность общества Туле становится незначительной.
Гесс – правая рука Гитлера и Франк – один из главных организаторов геноцида в Польше состояли в обществе Туле. Розенберг и Эккарт – ближайшие советники Гитлера – бывали в нём в качестве гостей. Фон Зеботтендорф утверждал, что в 1932 году фюрер принял предложение стать Великим магистром Германского ордена. В тот период фон Зеботтендорф написал книгу «Прежде чем пришёл Гитлер», в которой рассказал о становлении Ордена «Общество Туле», которую издали в 1933 году. Главной причиной, по которой книга была запрещена в Третьем рейхе, состоит в том, что фон Зеботтендорф впервые раскрыл связь между НСДАП и Обществом Туле, сообщая о том, что среди его «братьев» были и Гитлер, и Гесс.
Гитлер выписывал оккультный журнал «Остара» и контактировал с членами оккультного Общества Туле, но не был учеником австрийского публициста и журналиста Й.Л. фон Либенсфельса или фон Зеботтендорфа, так как он не соответствовал нордическому типу, за который ратовали члены Ордена новых тамплиеров и Общества Туле. Хотя нельзя отрицать идеологического влияния на него этих организаций, но в 1935 году членам СС запретили состоять в Германском ордене, а потом он и вовсе прекратил своё существование. Среди иерархов нацистской Германии возобладало мнение, что деятельность подобных структур инспирируется подрывным еврейским движением. Как и организация Аненербе, Общество Туле стало центром множества теорий заговора, касающихся нацистской Германии. Считается, что Общество Туле причастно к созданию секретного оружия и летательных аппаратов, а также, что его члены не только учили Гитлера искусству публичных выступлений, но и передали ему некие магические секреты, позволившие ему добиться политического успеха.
Центром по разработке различных оккультных теорий служила организация Аненербе, основатели которой имели контакты с будущими нацистскими вождями. Одной из святынь нацизма считалось Копье Лонгина, а одним из символов – «Чёрное солнце». Предполагалось, что оккультный нацизм станет официальной религией будущей Германии. Созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы организация Аненербе существовала в Германии в 1935 – 1945 годах. Ещё в 1928 году Г. Вирт издал книгу «Происхождение человечества», в которой утверждал, что у истоков человечества стоят две проторасы: «нордическая», являющаяся духовной расой с Севера, и пришельцы с южного континента Гондвана, охваченные низменными инстинктами, раса Юга. В книге он сообщил, что звери – это особый вид существ, который в принципе отличен от человека. Он противопоставил высокодуховного человека и человеко-зверя, который является не только не-человеком (как обычные звери), но и анти-человеком. Согласно Вирту, причиной деструктивных процессов в обществе нордической расы («арийцев»), явилось расовое смешение арийцев с бессловесными и примитивными звероподобными существами, населявшими Гондвану (его взгляды являлись научным обоснованием для проведения нацистами т.н. «расовой гигиены» в дальнейшем). Существа с Юга пародировали язык, так как использовали языковые концепции для подчинения их грубой конкретике вещей, что могло привести к материализму, миру объектов. Таких существ он называет людьми-объектами.
Корни Аненербе следует искать как в деятельности эзотерического Общества «Туле», так и в гипотезах и идеях ряда лиц, таких как учёный Вирт и оккультист Ф. Хильшер, наставник будущего генерального секретаря «Аненербе» В. Зиверса. Хильшер общался со шведским исследователем С.А. Хедином, бывшим специалистом по Востоку, долго находившимся в Тибете, а также с профессором Хаусхофером (преподавателем Мюнхенского университета, ассистентом которого был молодой Гесс). Гесс познакомил Хаусхофера с Гитлером, которого увлекла идея завоевания жизненного пространства, различные оккультно-мистические построения и гипотезы.
Последователем теории жизненного пространства Хаусхофера был и друг Розенберга А. Никурадзе (псевдоним Александр Зандерс), идеолог созданного польскими властями в 1925 году общества «Прометей». Именно его идеи, помимо трудов британского (с юных лет жил в Германии, писал по-немецки, германского подданного с 1916 года) теоретика «нордического» и «арийского» расизма Х.С. Чемберлена, оказали особое влияние на направленную на поиск союзников нацистов в Европе, на Среднем Востоке, в Индии и СССР теорию германской расы и именно он, считавший необходимой войну с СССР для окончательного решения русского вопроса с использованием ресурсов и сил русофобов Восточной Европы, идейно курировал национальную и расовую политику Третьего рейха. На неё влияли также многочисленные труды Блаватской, содержащиеся в её «Тайной доктрине» так называемые «расовые теории» (о существовании высших и низших рас).
В 1935 году в Мюнхене прошла историческая выставка под названием «Наследие немецких предков», которую организовал Вирт, являвшийся профессором, защитившим диссертацию, в которой он придумывает свою протомифологию, как автор т.н. «гиперборейской» концепции. Эта концепция существования анти-людей с анти-языком и анти-мыслями заинтересовала антисемитски настроенного Г.Л. Гиммлера, посетившего эту выставку. В 1935 году Гиммлер становится президентом и уполномоченным организации «Наследия предков». Интерес к выставке проявил и расист, получивший образование колонизатора-агронома (для колонизации Африки) Р. Дарре и оккультист-язычник Хильшер, пользовавшийся большим авторитетом в НСДАП, не будучи членом этой партии. Таким образом, с самого начала общество «Аненербе» было связано с будущими нацистскими лидерами.
Рейхсфюрер СС Гиммлер принял официально попавшую в опалу организацию «Аненербе» в состав СС. Первоначально «Аненербе» входило в состав Главного управления расы и поселений. В 1937 году Гиммлер отправил Вирта, занимавшего пост президента организации, в отставку и передал «Аненербе» в Инспекцию концентрационных лагерей. Это было связано с критикой Вирта как учёного, с одной стороны, и несостоятельности его идеи происхождения ариев от атлантов в глазах фюрера – с другой. Гиммлер использовал этот благоприятный момент для подчинения организации «Наследие предков» структуре СС и увеличения своего влияния. Зиверс, как человек с университетским образованием, должен был играть роль связующего звена между учёными и рейхсфюрером СС. Руководитель медицинских программ – А. Хирт. Пост президента занял В. Вюст. Однако через два года, в 1939 году, посты Вюста и Гиммлера поменялись местами – президентом Аненербе стал Гиммлер, а Вюст – куратором.
1 января 1942 года «Аненербе» было передано в состав Личного штаба рейхсфюрера СС и вся его деятельность окончательно была переориентирована на военные нужды. Многие проекты были свёрнуты, но возник Институт военных исследований, возглавленный В. Зиверсом. Впоследствии деятельность института была подробно рассмотрена на Нюрнбергском процессе: международный трибунал признал «Наследие предков» (Аненербе) преступной организацией, а её руководитель Зиверс был приговорён к смертной казни и повешен.
С 1935 года вокруг Гиммлера сложился круг влиятельных промышленников и банкиров, т.н. «круг друзей Рейхсфюрера СС», который регулярно жертвовал деньги на проекты СС (в том числе, Аненербе), взамен получая многочисленные привилегии (в том числе экспроприированное имущество евреев и труд заключённых). Одни из самых больших взносов, приблизительно в 50 000 рейхсмарок, исходили от Немецкого Банка, а также от фирм «BMW» и «Daimler-Benz».
В июле 1940 года Гитлер утвердил государственный план реконструкции замка Вевельсбург, в котором Гиммлер намеревался устроить центр нацистской «новой религии», которая создавалась идеологами СС как соединение язычества древних германцев и «истинного», ещё «не отравленного евреями» христианства и оккультизма прошлого века. «Зал Грааля» замка находился под огромным куполом, он имел 48 окон и предназначался для религиозных медитаций рейхсфюрера и людей, приближённых к власти.
С первых дней существования организации археологи, этнографы, филологи, историки снимали для СС пропагандистские фильмы, писали учебно-воспитательные программы. В обязательном порядке каждому члену СС преподавали эпос «Эдда» и обучали чтению рун.
В стенах «Аненербе» часто поднимался вопрос об Атлантиде, и им интересовался Гиммлер. Идеологи национал-социализма стремились придать германским «началам» независимый окрас, что позволяло бы нацистам ощущать свою исключительность, ничем не обязанную Аврааму.
Сотрудники организации «Наследие предков» читали лекции бойцам зондеркоманд и охране концлагерей, для «научного» обоснования тотального уничтожения врагов Третьего рейха. Один из лучших в мире специалистов по культурам готов и викингов, доктор Г. Янкун, доказывал, что древние германцы безжалостно топили в болотах предателей, гомосексуалистов и вероотступников, причём вместе с их семьями. После того, как немецкая армия завоевала Крым в июле 1942 года, Гиммлер посылает доктора Янкуна, а также К. Керстена и барона В. фон Зеефельда, в регион на поиск остатков материальной культуры готского королевства, которые так и не были найдены. В дальнейшем Крым должен был быть полностью расселён («никаких иностранцев») и колонизирован только одними немцами, став территорией рейха. Будущая крымская колония была названа Gotengau (готский округ), в честь готов, которые, как полагал Янкун были предками немецких «арийцев». Особенное внимание доктор Янкун уделял разграблению крымского музея. Чуть позже он попросил зачислить себя офицером разведки в дивизию СС «Викинг», где он раньше проводил «культурно-политическое воспитание».
По оценкам Гиммлера, «ариизация» региона должна была происходить постепенно в течение 20 лет; сначала предполагалось депортировать местное население, затем перераспределить территории для поселения «арийской расы». Дополнительно к «исключению» славян и «низших» рас предполагалось высадить дубовые и буковые деревья, чтобы копировать традиционные немецкие леса, а также высадить новые посевы, которые были привезены из другой прародины «арийцев» – Тибета.
С началом Второй мировой войны, специалисты организации «Наследие предков» следуя за частями вермахта, принимали участие в разграблении европейских музеев и библиотек. Они, прежде всего, выбирали экспонаты, которые связаны с древнегерманской историей.
Эсэсовцы, входящие в «Наследие предков», курировали проект создания «оружия возмездия» – Фау-2. К концу своей деятельности «Аненербе» представляла собой большую бюрократическую машину, подобно спруту охватывавшую самые разные области деятельности.
На формирование идеологии нацизма оказали влияние германский национализм (пангерманизм и Фёлькише), исторически сильный антисемитизм (например, «Легенда об ударе ножом в спину»), расизм начала XX века и итальянский фашизм. Нацизм (также национал-социализм, германский (немецкий) фашизм) – официальная политическая идеология в нацистской Германии, являющаяся формой фашизма с элементами расизма и антисемитизма. Национал-социализм объявлял своей целью создание и утверждение на достаточно обширной территории расово чистого государства т.н. «арийской расы», имеющего всё необходимое для благополучного существования на протяжении неопределённо долгого времени («Третий рейх») и представляет собой одну из разновидностей тоталитаризма.
Неонацизм – общее название идеологий политических или общественных движений, возникших после Второй мировой войны, исповедующих национал-социалистические или близкие к ним взгляды либо объявляющих себя последователями Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP). Неонацизм заимствует элементы от нацистской доктрины, в том числе шовинизм, фашизм, расизм, ксенофобию, антисемитизм и гомофобию. Его характерные черты – отрицание Холокоста, использование нацистской символики и восхваление лидеров Третьего рейха, что связано с подъёмом во многих государствах мира движений НС-скинхедов (их деятельность носит экстремистский характер) – молодёжной ультраправой субкультуры, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. К неонацистским группам относятся Американская нацистская партия, Свободное Общество Тевтонии (1924 год), Национал-социалистическое движение, Национальный Альянс, Портал белых националистов Запада, Национал-социалистическая германская рабочая партия за рубежом, Белая революция, Рыцари белой камелии Ку-клукс-клан (все – США), Всемирное единство национал-социалистов, Националисты Великобритании, Платформа иммиграционного контроля (Ирландия), Национальный фронт Ирана, Националисты Швеции, Националисты Франции, Белое сопротивление Германии, Кровь и Честь (Англия), Кровь и Честь (Словакия), Расовая волонтёрская сила, Конфедерация французских национал-социалистов, Национал-социалистическое движение Дании, Африканерское движение сопротивления, Арийские расисты Канады. Одной из форм неонацизма является культивирование нацистской эстетики. В ряде государств существуют рестораны и кафе Soldatenkaffee, где в интерьере используются немецкие плакаты 1940-х годов, флаги со свастикой, футболки с изображением Гитлера и его портреты, официантки одеты в униформу, стилизованную под мундиры СС (чёрный костюм с высокими сапогами, коричневая рубашка с чёрным галстуком, чёрная фуражка с кокардой «мёртвая голова» и знаки различия с руной зиг). Получили моду фотосессии (даже свадебные) в форме СС.
Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (ксенофобия). Свои точки зрения они обосновывают большей частью вымышленной историей и тенденциозной трактовкой фактов. Следует учитывать реальную разницу между нацизмом, фашизмом и национализмом, иначе совершенно невозможно всерьёз говорить о каждом из них в их действительной онтологии.
К фашизму и нацизму очень тесно примыкает неоязычество – новые или реконструированные ранее существовавшие древние языческие учения и духовные практики, тип новых религиозных движений, которые необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как «классический» шаманизм. Среди названий неоязыческих культов весьма часто встречаются термины «язычество» и «традиция», призванные подчеркнуть их «аутентичность» и «связь с древними корнями», что не соответствует истине. Под неоязычеством могут пониматься: искусственно создаваемая городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью возрождения «национальной духовности» общенациональная религия; совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, которые в своей деятельности обращаются к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимаются их возрождением и реконструкцией; сконструированные на основе политеистических верований в целях поиска новой этнической идентичности и/или для разработки новой идеологической системы новые религии.
Стоит упомянуть, что основу добробатов и нацгвардейцев на Украине составляли греко-католики и неоязычники, которые воевали против православных по вере и русских по крови соотечтсвенников.
Как идеи Н.К. Рериха, так и учение Е.П. Блаватской оказали значительное влияние на возникновение, формирование и развитие движения «Нью-эйдж» в 1970-х и 1980-х годах из теософских групп. Идеологи и последователи межнационального неоязычества не скрывают синкретический характер своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых уходят в глубокую древность. Неоязычество включает в себя широкий спектр различных политеистических религиозных движений, организаций и групп, причём как старые оккультные группы, организации религиозного движения «Нью-Эйдж» (религии «нового века» – общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера) и Викка, так и тех, кто пытается реконструировать старые этнические религии.
Распространение неоязычества в русской культуре связано с процессом дехристианизации российского общества, начавшимся ещё в конце XIX века. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера связывается с появлением советского неоязычества с фигурами маршала М.Н. Тухачевского и музыканта Н.С. Жиляева, которые в 1918 году составили «проект уничтожения христианства» и восстановления древнего язычества как «натуральной религии». Докладная записка о том, чтобы в РСФСР объявить язычество государственной религией, была подана М.Н. Тухачевским в СНК, где его проект был поставлен на повестку дня и серьёзно обсуждался. С 1937 года до конца 1970-х годов в распространении неоязычества в русской культуре возник перерыв, продлившийся до появления книги «Десионизация» учёного-арабиста В.Н. Емельянова. Лидеры «нынешнего оформленного языческого движения» – Н.Н. Сперанский (Велимир), А.В. Рядинский (Берендей), А.А. Добровольский (Доброслав), Г.П. Якутовский (Всеслав Святозар). На сложение неоязыческой «национал-патриотической идеологии» оказал влияние кришнаизм. Количество почитаемых богов у адептов современного языческого движения в России и Белоруссии колеблется от 15 до 29 (Велес, Перун и другие), в число которых входят и божества неславянского происхождения (Один). Несколько инглиистских и других неоязыческих организаций были признаны экстремистскими, их деятельность на территории Российской Федерации запрещена.
В России самый популярный вид неоязычества, основанный на интересе к древним, дохристианским восточнославянским верованиям, – родноверие, которое не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Если одни группы родноверов в целом аполитичны, нейтрально относятся к христианству, то другие стоят на антисемитских ультраправых позициях, провозглашают избранность славян, участвуют в Русских маршах. В 1994 году в Москве была зарегистрирована «Московская славянская языческая община» (с 2003 года – «Московское славянское языческое объединение»). Всего в России на конец 2006 года официально было зарегистрировано 8 языческих религиозных групп и организаций: Союз славянских общин славянской родной веры, Круг языческой традиции, «Стрелы Ярилы» под руководством А.А. Добровольского, Инглиизм под руководством А.Ю. Хиневича (Коловрата), Учение Н.В. Левашова, Велесов круг, Схорон Еж Словен, РУН-вера, Великий огонь (обе последних – Украина).
Тенгрианство – древняя религия тюркских и монгольских кочевников в недавнее время подверглась серьёзному переосмыслению в неоязыческом и псевдонаучном духе. Параллельно с родноверием в России существует не прерывавшаяся языческая традиция, бытующая среди некоторых представителей народов Сибири и Поволжья (удмуртская мифология, марийская традиционная религия). К возрождённым этническим религиям, помимо славянского неоязычества (крупнейшее направление – Родноверие), относят себя также иное неоязычество – германское Асатру, литовское Ромува, латышское Диевтуриба, армянское Этанизм; с некоторой натяжкой – мифология алтайцев и алтайский бурханизм.
Освещать тему фашизма в современном мире крайне непросто. По сути, наш мир стоит перед очень долговременным и крайне непростым выбором – фашизм или коммунизм. Очень влиятельные и богатые группы делают выбор в пользу всемирного фашизма. Но здравомыслящие люди в целях сохранения самых себя и всего человечества обязаны сделать выбор в пользу всемирного коммунизма.